Вопрос. Каковы были основные причины народных выступлений в первой четверти XVIII в.?
ответ. Причины:
1) злоупотребления местной администрации;
2) прозападные нововведения;
3) ограничение казачьей вольницы;
4) национально-освободительные движения на окраинах;
5) недовольство старообрядцев политикой властей;
6) невыносимые условия труда на государственных заводах.
Вопрос. Отличались ли они от причин, вызвавших народные выступления в XVII в.?
ответ. Некоторые причины не изменились с XVII века. По-прежнему недовольство вызывало усиление бюрократического аппарата, из-за которого работники этого аппарата злоупотребляли своими полномочиями. Так же продолжались выступления казаков, которые сами себя считали военной, а значит привилегированной группой населения, но для чиновников мало чем отличались от крестьян. Источником смут оставались и старообрядцы, вместе с попытками властей искоренить их веру. В этом веке новым явлением стало столь крупное восстание башкир. Но это связано с внутренними процессами развития самих национально-освободительных движений, власти к нерусским народам относились так же, как и в XVII веке. Оставшиеся две причины напрямую зависели от властей. Именно царь стал вводить новшества, хотел сделать Россию похожей на Западную Европу, причём начал не с реформы армии или системы управления, а с внешнего вида. Выступления на государственных мануфактурах случались опять же по вине правительства. Условия труда на них всегда были не лучшими, но именно в царствование Петра I стали создавать крупные заводы. На этих заводах было много рабочих, то есть очень много недовольных в одном месте, причём далеко от столицы. Расстояние до столицы имело не маленькое значение: на постройке Санкт-Петербурга трудиться было гораздо труднее, чем на мануфактурах, но там восстаний не было.
Вопрос. Что послужило главной причиной астраханского восстания?
ответ. Главной причиной были злоупотребления воеводы. Из-за этого люди привыкли, что от власти нельзя ждать ничего хорошего. Потому всё новое, что вводили власти, воспринимали «в штыки», потому считали, что вскоре «наверху» придумают что-нибудь ещё похуже. Борода сама по себе в России действительно с древних времён была важным символом зрелости мужчины, ей гордились, но в других городах запрет на неё не вызвал таких волнений. Нельзя считать главной причиной и старообрядцев. Старообрядец возглавил восставший город, но даже официальные власти в то время не стали утверждать, что именно старообрядцы подстрекали к бунту, организовали его, хотя учитывая, с каким недоверием их тогда воспринимали, властям было бы выгодно это утверждать.
Противоречивость, неоднозначность духовных и культурных процессов в период перехода от «военно-коммунистических хозяйствования к новой экономической политике. Некоторые элементы духовной свободы в период нэпа и гонения на видных российских ученых. Эмиграция добровольная и принудительная. «Философский пароход» 1922 г. — высылка из страны известных философов, историков, экономистов, социологов. Негативные последствия этой административной акции для интеллектуального и духовного развития страны.
«Великий перелом» в экономике страны, переход к административно-командной системе и отражение этих процессов в духовной и культурной жизни народа. Изменение образа жизни, духовных традиций в городе и деревне. Рост населения городов. Трудовой энтузиазм, порыв масс к созиданию новой жизни. Строительство заводов, фабрик, дорог, электростанций, шахт, городов и унификация взглядов, сознания людей.
Крестьянский уклад, быт российской деревни в условиях принудительной коллективизации. Разрушение нравственных устоев и семейных традиций. Изменение трудовой этики крестьянства. Формирование новых нравственных ориентиров.
Советская власть и церковь. Разнузданное безбожие в официальной идеологии. Закрытие церквей. Преследование за религиозную деятельность. Судебные процессы над священнослужителями. Судьба патриарха Тихона. Разрушение храма Христа и других церковных сооружений — удар по духовным основам и историческим традициям народа.
Массированная пропаганда неизбежности классовой борьбы — начальный элемент культурной революции, постулат, внедряемый в сознание общества. Изменения в области народного образования, успехи в ликвидации неграмотности и массового просвещения народа. Развитие высшей школы, изменение ее состава.
Успехи в области науки: Н. И. Вавилов, А. Л. Чижевский, Н. Е. Жуковский, К. Э. Циолковский, И. П. Павлов и др. Идеи космизма, ноосферы в трудах В. И. Вернадского, Н. К. Рериха. Разгром ряда научных направлений. Воздействие на общественное сознание «Краткого курса ВКП (б)» . Формирование новых поведенческих стереотипов. Судьбы российских ученых в условиях тоталитарного режима.
Противоречивые процессы в развитии литературы и искусства. Прекращение деятельности Пролеткульта и РАППа. Постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932). Создание творческих союзов, установление над ними жесткого партийного контроля.
Власть и писатель: М. Горький, С. А. Есенин, В. В. Маяковский, М. А. Булгаков, А. П. Платонов, Е. И. Замятин, А. Н. Толстой, М. А. Шолохов и др. — различие их судеб.
Многообразие форм развития духовной и культурной жизни в стране и возникшая в начале 30-х гг. тенденция к унификации и подчиненности культуры идеологическим установкам. Влияние политических процессов и репрессий на общественное сознание, морально-нравственные устои личности. Человек в системе ценностей нового общества: духовные интересы, потребности. Феномены массового сознания. Роль комсомола в формировании духовного облика молодежи.
Изменения в жизни и сознании народов национальных окраин. Достижения и утраты в развитии их духовности и культуры.
Общественные деятели и писатели Запада (Р. Роллан, Л. Фейхтвангер, А. Жид) и другие современники о духовной жизни, развитии экономики и культуры в СССР: противоречивые оценки, споры, разногласия. Современные дискуссии об успехах и потерях в духовной и культурной жизни страны в 20-30-е гг