Раньше раб не считался личностью. Он не имел семьи; И даже если у него были дети они рассматривались как собственность хозяина. Раба могли убить, избить, казнить или перепродать.
Лишь позднее право рабовладельца убивать раба было ограничено законом. Но всё равно убийца мог вернуться обратно, принеся искупительную жертву и выплатив пострадавшему рабовладельцу «цену крови».
Когда произвол хозяина становился невыносимым, раб мог воспользоваться «правом убежища». Пока раб находился в храме (например) , он считался неприкосновенным. раб, прибегнувший к покровительству божества, уже не возвращался прежнему хозяину, а перепродавался в другие руки.
ОН не мог вести самостоятельно никаких дел, если суду нужны были его показания, они давались под пыткой, так как раб, не мог, подобно свободному человеку, давать присягу; Для раба налагаемый судом штраф заменялся бичеванием. Раб, замешанный в убийстве даже как подозреваемый, подвергался смертной казни.
Побои и истязания рабов были обычным явлением. По требованию господина раба заковывали в кандалы, заключали в низкие и узкие темницы.
Но где-то опасаясь восстания с ними обходились гораздо лучше.
Социальная роль людей зависит от классовой принадлежности, так что вначале надо разобраться с классовым составом населения: У шумеров это были: - свободные общинники -крестьяне ( производство материальных благ) - военная аристократия (оборона, поддержание порядка, налоги, военная добыча) - жречество и служители храмов (объединяющая религия, наука, образование, культура) - немногочисленные рабы -военнопленные (ремесло, подсобное хозяйство)
Раньше раб не считался личностью. Он не имел семьи; И даже если у него были дети они рассматривались как собственность хозяина. Раба могли убить, избить, казнить или перепродать.
Лишь позднее право рабовладельца убивать раба было ограничено законом. Но всё равно убийца мог вернуться обратно, принеся искупительную жертву и выплатив пострадавшему рабовладельцу «цену крови».
Когда произвол хозяина становился невыносимым, раб мог воспользоваться «правом убежища». Пока раб находился в храме (например) , он считался неприкосновенным. раб, прибегнувший к покровительству божества, уже не возвращался прежнему хозяину, а перепродавался в другие руки.
ОН не мог вести самостоятельно никаких дел, если суду нужны были его показания, они давались под пыткой, так как раб, не мог, подобно свободному человеку, давать присягу; Для раба налагаемый судом штраф заменялся бичеванием. Раб, замешанный в убийстве даже как подозреваемый, подвергался смертной казни.
Побои и истязания рабов были обычным явлением. По требованию господина раба заковывали в кандалы, заключали в низкие и узкие темницы.
Но где-то опасаясь восстания с ними обходились гораздо лучше.