Эпо́ха Просвеще́ния — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.
Начавшись в Англии под влиянием научной революции XVII века, это движение распространилось на Францию, Германию, Россиюи охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.
Интеллектуальное движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формулирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.
«Рассуждение о методе» Декарта
Собственно термин просвещение пришёл в русский язык, как и в английский (The Enlightenment) и немецкий (Zeitalter der Aufklärung) из французского (siècle des lumières) и преимущественно относится к философскому течению XVIII века. Вместе с тем, он не является названием некой философской школы, поскольку взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу. Поэтому просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определённым направлением философской мысли. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали[1].
Относительно датировки данной мировоззренческой эпохи единого мнения не существует. Одни историки относят её начало к концу XVII века, другие — к середине XVIII века[2] В XVII веке основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778) или с началом Наполеоновских войн (1800—1815)[3]. В то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: «Славной революции» в Англии (1688) и Великой французской революции (1789).
Содержание [скрыть] 1Сущность2Периодизация по Г. Мэю3Религия и мораль3.1Роспуск Общества Иисуса4Историческое значение5См. также6Примечания7Библиография8Ссылки9Литература
Политическое развитие в 20-е гг. Сращивание государственного и партийного аппарата. Сложившуюся в годы Гражданской войны политическую систему на XII съезде РКП (б) назвали «диктатурой партии» . РКП (б) фактически исполняла функции органов государства. Серьезные государственные решения принимались Центральным комитетом РКП (б) после предварительного обсуждения в тесном кругу большевистских лидеров в созданном в 1919 г. Политическом бюро (Политбюро) ЦК РКП (б) . В состав Политбюро в 1921 г. входили Г. Е. Зиновьев, JI. Б. Каменев, В. И. Ленин, И. В. Сталин, Л. Д. Троцкий. Н. И. Бухарин, М. И. Калинин, В. М. Молотов были кандидатами в члены Политбюро. Принятые партией решения закреплялись в документах государственных, т. е. советских, органов. Впрочем, руководители партии были одновременно и руководителями государства: Ленин – председателем Совнаркома, Калинин – председателем ВЦИК и т. д. Против вмешательства партии во все сферы жизни общества и государства выступила так называемая «рабочая оппозиция» . Эту группу возглавили видные партийные и профсоюзные деятели: А. Г. Шляпников, А. М. Коллонтай, С. П. Медведев. Партия, по их мнению, должна заниматься агитацией и пропагандой, воспитанием масс, профсоюзы – управлять народным хозяйством, Советы – государством. Оппозиция обвиняла партийную верхушку в нежелании заниматься условиями жизни и быта рабочих, требовала свободы фракций и группировок в партии. Разногласия было решено обсудить на X съезде РКП (б) . Однако за несколько дней до его начала (съезд открылся 8 марта 1921 г. ) вспыхнуло восстание в Кронштадте. Настроения делегатов, участвовавших в подавлении мятежа, изменились. Главной идеей съезда стала мысль о единстве партии. Съезд принял резолюцию «О единстве партии» , запрещавшую создание в РКП (б) фракций или групп, имеющих отличную от партийного руководства точку зрения. Взгляды «рабочей оппозиции» были осуждены. Утверждение однопартийной политической системы. В июне – августе 1922 г. состоялся судебный процесс над группой видных эсеров. Трибунал ВЦИК обвинил эсеровских деятелей в организации заговоров с целью свержения советской власти, в пособничестве белогвардейцам и иностранным интервентам, в контрреволюционной пропаганде и агитации. Двенадцать подсудимых приговорили к смертной казни, но после протестов мировой общественности казнь отложили и поставили ее исполнение в зависимость от поведения оставшихся на воле членов партии. В июне 1923 г. ЦК РКП (б) разработал секретную инструкцию «О мерах борьбы с меньшевиками» . Ставилась задача «вырвать с корнем меньшевистские связи в рабочем классе, окончательно дезорганизовать и разбить партию меньшевиков, совершенно дискредитировать ее перед рабочим классом» . Большевики, учитывая негативную реакцию мирового социалистического движения, не рискнули провести над меньшевиками показательный процесс. Была развернута мощная кампания по «разоблачению» недавних партийных товарищей. Слово «меньшевик» на долгие годы стало одной из самых негативных идеологических характеристик. В 1923 г. начался распад меньшевистской партии. Политическая оппозиция вне большевистской партии прекратила свое существование. В стране утвердилась однопартийная политическая система.
Эпо́ха Просвеще́ния — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.
Начавшись в Англии под влиянием научной революции XVII века, это движение распространилось на Францию, Германию, Россиюи охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.
Интеллектуальное движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формулирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.
«Рассуждение о методе» ДекартаСобственно термин просвещение пришёл в русский язык, как и в английский (The Enlightenment) и немецкий (Zeitalter der Aufklärung) из французского (siècle des lumières) и преимущественно относится к философскому течению XVIII века. Вместе с тем, он не является названием некой философской школы, поскольку взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу. Поэтому просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определённым направлением философской мысли. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали[1].
Относительно датировки данной мировоззренческой эпохи единого мнения не существует. Одни историки относят её начало к концу XVII века, другие — к середине XVIII века[2] В XVII веке основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778) или с началом Наполеоновских войн (1800—1815)[3]. В то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: «Славной революции» в Англии (1688) и Великой французской революции (1789).
Содержание [скрыть] 1Сущность2Периодизация по Г. Мэю3Религия и мораль3.1Роспуск Общества Иисуса4Историческое значение5См. также6Примечания7Библиография8Ссылки9Литература