Відповідь:
Гражданская война в России (25 октября (7 ноября) 1917 — 25 октября 1922[2]/16 июля 1923 года[3]) — ряд вооружённых конфликтов между различными политическими, этническими, социальными группами и государственными образованиями на территории бывшей Российской империи, последовавших после установления власти большевиков в результате Октябрьской социалистической революции 1917 года.
Гражданская война явилась результатом революционного кризиса, развернувшегося в Российской Империи в начале XX века, начавшегося с революции 1905—1907 годов, усугубившегося в ходе Первой мировой войны и привёдшего к свержению монархии, хозяйственной разрухе, глубокому социальному, национальному, политическому и идейному расколу российского общества. Апогеем этого раскола[4] и стала ожесточённая война в масштабах всей страны между вооружёнными силами советской власти, Белого движения и национальных движений за независимость при интервенции Центральных держав и Антанты. Гражданская война закончилась установлением советской власти на большей части территории бывшей Российской империи, признанием большевиками независимости Финляндии, Польши, Эстонии, Латвии, Литвы, а также созданием на подконтрольной большевикам территории Российской, Украинской, Белорусской и Закавказской советских республик, 30 декабря 1922 года подписавших договор об образовании СССР. По разным оценкам погибло от 10 до 17 млн человек; около 2 млн человек, не разделявших взглядов новой власти, предпочло покинуть страну[5
Пояснення:
Відповідь:
«Поуче́ние Влади́мира Монома́ха» (в некоторых источниках — «Поучение Владимира Всеволодовича», «Завещание Владимира Мономаха детям», «Поучение детям»[1]) — литературный памятник XII века, написанный великим князем киевским Владимиром Мономахом. Это произведение называют первой светской проповедью[2].
До нас дошли три произведения Владимира Мономаха. Первое — «Поучение», второе — рассказ о «путях и ловах» (автобиография), третье — письмо к двоюродному брату Олегу Святославовичу.
В Поучениях цитируется 36 и 55 псалом. Также Мономах упоминает следующие города: Берестье, Владимир, Курск, Новгород, Переяславль, Полоцк, Ростов, Смоленск, Стародуб, Сутейск, Туров, Чернигов, Голтав, Лубны, Ромны, Воинь, Вырь и центр вятичей Корьдно (Кордно).
Пояснення:
С 1520-х гг., вступив в борьбу с Австрией за венгерские территории, османы усилили свое «присутствие» в Восточной Европе. В то же время восточноевропейский регион рассматривался Стамбулом как сравнительно второстепенное направление своей внешней политики. Главным здесь для Порты было сохранение позиций, завоеванных в Северном Причерноморье. Реализацию этой задачи облегчала враждебность между восточноевропейскими странами, которая усилилась после польской интервенции в Россию 1609— 1612 гг., что устраняло возможность их совместного выступления против Турции.
В проведении внешней политики в Восточной и Юго-Восточной Европе важную роль султанское правительство отводило своему вассалу Крымскому ханству. Однако в Бахчисарае, прежде действовавшем в отношениях со странами региона вместе со Стамбулом, все чаще начали преследовать собственные интересы, применяя излюбленную тактику поддержки более слабой стороны в конфликте России с Речью Посполитой (так с 1569 г. стало называться униатское польско-литовское государство).
Отношения между Османской империей и Речью Посполитой занимали центральное место в международной жизни Нижнего По- дунавья и Северного Причерноморья.
С одной стороны, имея общего соперника в лице австрийских Габсбургов, оба государства стремились жить в мире и сохранить добрососедские отношения.
С другой стороны, их интересы сталкивались в Молдове. После утверждения власти Порты над этим княжеством Польша не собиралась сдавать там свои позиции, основанные на прежних, традиционных (политических и экономических) связях. Влияние в Молдове Варшавы (в 1596 г. туда была официально перенесена из Кракова королевская резиденция) поддерживали и брачные узы польских магнатских родов с молдавскими боярами. Между Турцией и Польшей развернулась борьба за Молдову.
Речь Посполитая и Священная лига. В правящих кругах Речи Посполитой широко обсуждалось предложение присоединиться к Священной лиге, сделанное в 1594 г. германским императором Рудольфом II польскому королю Сигизмунду 111 Ваза.
Сигизмунд, находившийся в родстве с Австрийским домом, видел в успешной войне с османами путь к триумфу воинствующего католицизма в Европе. Помимо короля, сторонниками присоединения к Лиге являлись магнаты из его окружения, связанные с Габсбургами. За участие в антиосманской войне выступала и часть польского духовенства, видевшая в победе над турками перспективу обращения в католицизм православных народов Юго-Восточной Европы.
Главным противником войны был канцлер и гетман коронный Я. Замойский. Чуждый религиозного фанатизма деятелей наступавшей эпохи Контрреформации, он считал усиление Габсбургов нежелательным для Речи Посполитой. Гетман скептически расценивал перспективы военных действий с турками и учитывал настроения польского дворянства, очень сдержанно относившегося к идее вступления в Священную лигу. Военный престиж Османской империи в сознании дворянства был очень высоким, ее нельзя было разгромить в ходе одной-двух удачных кампаний, а шляхта не была склонна нести долгое время материальные и финансовые жертвы в условиях, когда стране не угрожала непосредственная опасность. Кроме того, подобная война требовала создания крупной постоянной армии и, следовательно, реформ в налогообложении. Это могло привести к усилению центральной власти, а ограничивать свои «вольности» шляхта не желала.
Переговоры при участии австрийских и польских дипломатов тянулись до 1597 г. и закончились безрезультатно. Однако в Варшаве намеревались использовать сложившуюся ситуацию, чтобы попытаться восстановить ту традиционную сферу польского влияния в Дунайско-Карпатском регионе, которая оказалась утраченной в ходе османской экспансии. Маневрируя между интересами обеих враждующих сторон — Австрии и Турции — и учитывая меняющуюся военную обстановку на Дунае, можно было попытаться достигнуть этой цели теми сравнительно небольшими военными силами, которыми располагало польское правительство.