осмология Джорда́но Бру́но — один из ключевых компонентов учения итальянского философа эпохи Возрождения Джордано Бруно (наст. имя: Филиппо, прозвище — Ноланец; 1548, Нола близ Неаполя — 17 февраля 1600, Рим)[K 1]. Космологические вопросы затрагивались во многих сочинениях Джордано Бруно, наиболее полно в диалогах Пир на пепле (1584) и О бесконечном, Вселенной и мирах (1584) и поэме О безмерном и неисчислимых (1591).
Памятник Джордано Бруно на площади Кампо деи Фиори в Риме, установленный на месте казни философа (скульптор Этторе Феррари, 1889 г.)
Ряд положений космологии и натурфилософии Бруно, имеющий новаторский и даже революционный для своего времени характер, в значительной мере предвосхитил многие положения космологии Нового времени: представление о бесконечности Вселенной и числа миров в ней, отождествление звёзд с далёкими солнцами, представление о материальном единстве мироздания. Большое значение для развития науки имеет его пропаганда гелиоцентризма. Вместе с тем, некоторые представления Джордано Бруно (в первую очередь, идея о всеобщей одушевлённости материи) были вскоре оставлены наукой.
Метафорический язык Бруно, его богатая поэтическая фантазия, неразрывная связь его космологии с теологией, метафизикой, этикой, эстетикой затрудняют оценку его научных представлений и являются причиной непрекращающихся споров среди историков науки и философов.
Про бесстыдного человека- Ему нассы в глаза, он скажет божья роса.
Бумага от стыда не краснеет.
Стыдно сказать, а грех утаить.
Глазам стыдно, а душа радуется.
Не стыдно, коли никому не обидно.
В ком есть Бог, в том есть и стыд.
Детей наказывай стыдом, а не кнутом.
Не стыдно молчать, когда нечего сказать.
Бесстыдного гостя пивом из избы не выгонишь.
С сумой идти — стыдно, а сидеть дома — тошно.
Стыдливый покраснеет, а бесстыжий побледнеет.
Девичий стыд до порога: переступила, так и забыла