Начало средневековья, Франция, вторая половина IX века… Идет ожесточенная борьба за власть, которая ускользает из рук слабеющих потомков Карла Великого. На первый план выдвигается Эд, незаконнорожденный отпрыск династии. Ему суждено объединить страну для отпора норманнам, защитить Париж от их нашествия. Рядом с ним юная Азарика, которую молва несправедливо ославила колдуньей. Читатель побывает в книгописной мастерской, в монастырской школе, в императорском дворце и в других очагах культуры того яркого и краткого периода, который историки зовут Каролингским Возрождением.
Период старого вавилонского царства (xviii — нач. xvi вв. до р. насчитывает несколько более 200 лет. но прежде чем к перейти к этой теме, нужно остановиться на двух сюжетах, которые были затронуты в лекциях по египту. по обоим нужно сделать дополнение, касающееся перехода из 3-го во 2-е тысячелетие. кроме того, возникают некоторые вопросы. первая группа вопросов касается прихода авраама. общую характеристику этого патриарха в эмпирическом контексте я вам давал, но кое-что еще вам нужно знать из того, что я вам не рассказывал. те, кто внимательно читал ветхий завет, помнят, что значительное число имен предков авраама носит в себе элемент перемещения, рассеяния, перехода и т. д. его предки перемещались по территории древнего двуречья где-то в этих пределах, т. е. уже не в верховьях, а собственно в двуречье, в среде народов, уже принявших язык потомков сима. когда авраам уходит из ура халдеева, мы не знаем, сколько людей с ним ушло, потому что указаны только ближайшие родственники. это вопрос важный, поскольку критика в дальнейшем основывается на численности евреев, ушедших из египта. а сколько же пришло? ответ упирается в численность родственников авраама, его соплеменников в предшествующие более чем полтысячелетия. трудно сказать, какое количество ушло с авраамом из ура халдеева, но вы должны твердо запомнить, что маленькой индивидуальной семьи, к которой мы привыкли, как социального организма в это время не было. во времена спасителя могли муж, жена и ребенок уйти в другую страну. при всех сложностях тогдашней жизни какие-то гарантии у одиноких путешественников были, даже если это были совсем простые люди. что же касается времен авраама, 3-го и 2-го тысячелетий, то в это время перемещались только большие группы родственников, фактически небольшие племена.