Полноправными гражданами Древнего Рима считались патриции, т.е. представители 300 благородных римских родов, которые проживали в Риме с момента его основания и составляли, согласно преданию, собственно римский народ. Эти роды патрициев были объединены в более крупные социальные группы — курии, составляющие основу боевой и политической организации древних римлян. Наряду с патрициями — полноправными гражданами Древнего Рима — существовали две группы зависимого и неполноправного населения. Одни из них — клиенты. Клиент находился в личной и наследуемой зависимости от своего патрона — патриция, полноправного члена городской римской общины, вернее, он находился в личной и наследуемой зависимости от рода, к которому принадлежал патриций. Клиент выполнял определенные повинности в пользу своего патрона, следовал за ним в случае необходимости на войну, обрабатывал его участок земли или оказывал содействие по ведению домашнего хозяйства, он демонстрировал в отношении патрона определенные знаки внимания и почтения. В свою очередь, патрон оказывал клиенту покровительство, представлял его имущественные интересы в суде, в случае необходимости оказывал ему материальную . Отношения между патроном и клиентом, несколькими клиентами (так называемой клиентурой) строились на основании обычаев и освящались религиозными предписаниями. Обязательства патрона и клиента рассматривались в римском обществе как обязательства морально-религиозного плана.
Третьей важнейшей социальной группой или слоем Древнего Рима были плебеи. Плебеи, в отличие от клиентов или рабов, были лично свободными людьми. Они имели право собственности на землю, делали взносы на общественные нужды и в случае необходимости входили в боевую организация римлян. В правовом отношении плебеи были дее членами римской общины, имели гражданскую право , т. е. могли приобретать имущество и владеть им, заключать от своего имени сделки и самостоятельно защищать свои интересы в суде. Однако право плебеев носила ограниченный характер, поскольку они не могли вступать в брак с представительницами патрицианских родов и были лишены права участия в управлении делами римской городской общины, т. е. права участвовать в народных собраниях, занимать ответственные должности в структуре управления государства, получать земельные наделы из государственного фонда и др.
Рабы не были многочисленной социальной группой, столь же незначительной была их доля и роль в хозяйственном производстве. Рабами становились военнопленные, несостоятельные должники или преступники, рабами становились по рождению, дети рабыни считались рабами. Рабы были самой бесправной категорией населения Древнего Рима, они принадлежали семьям свободных граждан и рассматривались наряду с домашними животными или другой собственностью семьи. Рабы передавались по наследству, их могли продать или купить, раб был недее лицом, хотя сделки, совершенные рабом в интересах хозяина, могли считаться правовыми. Преступления, совершенные рабами, карались с особой жестокостью, выдача беглого раба для члена римской общины считалась делом обязательным.
Государственная политика в отношении народного образования в ВКЛ. общественно-политическая ситуация и нравы того времени ярко отразились в наказе гродненской шляхты своим депутатам сейма в 1733 г.: «ходатайствовать об издании твердого закона, чтоб никого из крестьянских детей не принимать в школы для обучения грамоте». Шляхта отказывала в образовании основному носителю белорусской культурной традиции — трудовому народу.
С середины XVIII в. образование в ВКЛ стало приобретать более светский характер. Проводившаяся в это время под руководством С. Канарского реформа школ поколебала монополию иезуитов в просвещении и образовании. В учебных заведениях стали преподаваться современные языки, больше внимания уделялось общественно-политическим и естественно-научным дисциплинам, теоретические знания стали подкрепляться практическим опытом, создавались физические кабинеты. В общественно-политических науках преобладание теологии ослабело. Стали использоваться данные естественных наук — медицины, биологии, физики, астрономии. Широко изучались труды польских, русских, западноевропейских ученых-просветителей, в том числе С. Сташица. Я. Козельского, И. Стрыйновского, Г. Колонтая, А. Радищева. Ж.-Ж. Руссо, Ф. Вольтера. Р. Декарта, Д. Локка и др. Многие образованные жители ВКЛ считали необходимым иметь в своих библиотеках известную французскую «Энциклопедию». Популярностью пользовались труды историков Ф. Папроцкого, С. Канарского. М. Догеля, А. Нерушевича, философа С. Маймона. Важным явлением культуры стали библиотеки: Несвижская — князей Радзивиллов, библиотека Сапег. Хрептовича в Щорсах. В 1776 г. А. Тизенгаузом в Гродно начала издаваться на польском языке «Газета Гродненская» — первая газета на территории сегодняшней Беларуси. Она выходила в течение семи лет. В ней освещались международные новости, которые перепечатывались из немецкой периодики, публиковались правительственные объявления, придворная хроника, извещения сейма и другие материалы. Увеличилось число типографий: с 2 в первой половине до 11 во второй половине XVIII в.
Объяснение:
Надеюсь нормально объяснил:)