Изучавшие старинные печати, – этой сферой науки занимаются ученые, посвятившие себя сфрагистике,[1] – обратили внимание на необычную печать, скреплявшую жалованную, меновую и отводную грамоту великого князя московского ивана iii (1440–1505), данную в 1497 году волоцким князьям – братьям федору и ивану борисовичам. грамота позволяла решать вопросы владения и пользования землей, а также предоставляла некоторые привилегии тому и другому брату, отцом которых был младший сын царя василия темного – борис. борис доводился родным братом ивану iii, а волоцкие князья – федор и иван – были племянниками великого князя московского. за три года до того, как федору и ивану была дана эта грамота, их отец умер, и появилась необходимость решить вопросы, возникшие между осиротевшими братьями, их дяде и опекуну ивану iii васильевичу. однако данная грамота оставалась бы одной из сотен ей подобных, если бы не прикрепленная к ней печать. не обратить внимания на эту печать невозможно. от всех предшествующих княжеских печатей она отличалась прежде всего цветом (оттиск не из черного или светлого воска, а из красного), а также исключительно высоким качеством оттиска и круговой легендой,[2] содержащей полный титул великого князя московского, сложившийся к 1490 году. главное же отличие печати заключалось в ее изобразительных компонентах. на лицевой стороне помещен всадник в военных доспехах и развевающемся плаще, копьем поражающий дракона (крылатого змея) в шею. круговая надпись обозначает титул ивана iii: «иоанъ б(о)жиею милостию господарь всея руси и велики кн(я)зь». оборотную сторону печати занимает двуглавый орел с коронами на головах и с распростертыми опущенными вниз крыльями. его окружает легенда, являющаяся продолжением титула лицевой стороны: «и великыи кн(я)з. влад. и мос. и нов. и пск. и тве. и уго. и вят. и пер. и бол». восстановим сокращения, сделанные в тексте на оборотной стороне печати: «и великий князь владимирский, и московский, и новгородский, и псковский, и тверской, и угорский,[3] и вятский, и пермский, и болгарский[4]».
Особенности русского средневековья. Анализируя историю русской культуры в домонгольский период, необходимо выделить два этапа, соответствующих историческому развитию государства: культура Киевской Руси (XXI вв. ) и культура периода раздробленности (XII первая треть XIII вв.) . Уровень развития. Поступательное развитие культуры на первом этапе привело к тому, что Киевская Русь стала одним из наиболее развитых государств того времени. Синтетический характер древнерусской культуры. Культура Древней Руси формировалась на основе двух источников. Первым стала языческая культура восточно-славянских племен, имевшая многовековые корни; язычество, оказывая влияние на всю культуру эпохи средневековья, в некоторых своих элементах дошло до настоящего времени. Вторая составляющая христианская культура Византии. Принятие православия в 988 г. из Византии, предопределило влияние более высокой по уровню развития страны на все направления русской культуры: философию, образование, литературу, иконописание, архитектуру. Киевская Русь принадлежала к одной из самых образованных стран в мире. О существовании славянского алфавита на Руси известно с X в. Принятие христианства дальнейшему развитию грамотности и образования: были организованы школы, в Софийском соборе в Киеве была создана первая библиотека. Периодизация истории древней русской литературы совпадает с исторической, что позволяет выделить два периода: XI начало XII вв. период относительного единства литературы, которая развивается в двух центрах: Киеве и Новгороде. середина XII первая треть XIII вв. , когда появляются новые литературные центры: Владимир, Суздаль, Смоленск и т. д. Возникают местные черты и местные темы, разнообразие жанров.
1)КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
2)СТАНОВЛЕНИИ НАЦИИ
3)ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА