в основе социально- развития россии лежала политика дальнейшего укрепления феодально-крепостнического уклада. соборным уложением 1649 г. были отменены «урочные лета», установлен сыск беглых крестьян и посадских людей. это стало фактом окончательного закрепощения крестьян. основой аграрной россии 17 в. становится барщина: работа крестьянина собственным инвентарем в хозяйстве феодала. крестьяне были обязаны платить оброк или работать на барщине, т. е. находились в личной зависимости от феодала.
в это время происходят изменения в правительственной политике:
1682 г. - отмена местничества, стершая грани между сословными группами и в итоге объединившая дворянство;
1649 г. - признание права наследственной передачи дворянского поместья при условии продолжения наследниками службы в государстве. таким образом, были объединены две формы собственности - вотчина и поместье.
в 17 в. происходит рост ремесленного производства, чему способствует значительное совершенствование техники и возникновение новых производств: литейного, оружейного, медного. появилась новая форма производства - мануфактура.
были внесены поправки в закон, стимулировавшие торговлю. торговый устав 1653 г. установил единую торговую пошлину и отменил внутренние поборы с купцов. с этой же целью в 1667 г. был принят новгородский устав, давший дополнительные льготы во внутренней торговле.
начинают складываться условия образования всероссийского рынка. товарное производство и торговля становятся причиной возникновения и роста новых российских городов. к окончанию 17 в. россия достигла высоких показателей в области производства и повышении жизненного уровня.
россии складывалась в противоречивых условиях борьбы феодально-крепостнических устоев и буржуазии.
в политической жизни происходит переход к абсолютизму (концентрации власти). в 1649 г. принимается кодекс законов российского государства - соборное уложение. две его главы посвящены защите прав и престижа царской власти и царского двора. идет постепенный процесс передачи власти в руки самодержавия. престиж и роль земских соборов, которые решали вопросы внешней политики, финансов и налогов. с наступлением и политической стабильности отпала необходимость в поддержке самодержавия различными слоями общества. земский собор постепенно заменился боярской думой. в 17 в. боярство перестало представлять царскую власть и вместе с дворянством перешло на государскую службу.
одна из характерных особенностей нарастающего абсолютизма - возникновение централизованного аппарата . в 17 в. в россии существовала система приказов - учреждений, в которых отсутствовали единые принципы создания указов и распределения функций между ними. в 1654 г. создается приказ тайных дел, занимающийся контролем над государственными учреждениями и служащими.
в местном происходит концентрация власти в руках воевод, заменивших представителей выборных органов - приказчиков, старост. уездная власть оказывается под жестким контролем.
в середине 17 в. проведена реформа церкви, необходимость которой была вызвана стремлением к централизации православной церкви.
воссоединение с украиной, укрепление связей с южнославянскими потребовали унификации обрядов и церковных книг. преобразования патриарха никона вызвали недовольство верующих, а попытки создания независимой от государства церкви, к разрыву с царем. в церкви произошел раскол, который приобрел характер оппозиционного противостояния. в 1666 г. никон был низложен.
Что было бы, если бы Русь не приняла православие
Знаменитая легенда о том, как Владимир Красно Солнышко сделал свой выбор в пользу православия, сейчас кажется совершенно неправдоподобной. Через тысячу лет сложно представить себе, что Русь могла пойти другим путем. Но в IX–Х вв., когда христианство восточного обряда только проникло на Русь, выбор был неочевиден. Римские миссионеры вели плодотворную работу с западными славянами. В тюркских городах на Волге арабские купцы распространяли ислам. Южные соседи - хазары - состояли в активной переписке с раввинами из Европы. Кругом возникали сотни религиозных течений, разница между которыми была ясна только теологам.
"Выбор Владимира" определил слишком многое. Дело не только в том, что Русь, не принявшая ислам, теперь находится по эту сторону баррикад в борьбе с международным терроризмом. И даже не в том, что Россия сама отделила себя от западной цивилизации, не пускает к себе Папу Римского, а русские верующие считают главным религиозным праздником Пасху, а не, как католики, Рождество. Дело в том, что если бы он решил по-другому, России, может, и не было вовсе. А что было бы - попытался представить Newsweek.