ткуда считать начало дня для всего земного шара, для всех стран?
природа по этому поводу не дает нам никаких указаний. и потому люди всей земли просто договорились между собой, где начинаться новому дню.
земной шар разделили на двадцать четыре часовых пояса. они идут от одного полюса к другому и на полюсах сходятся. часовых поясов двадцать четыре, потому что в сутках двадцать четыре часа, и время в соседних часовых поясах разнится на один час: в том часовом поясе, что лежит на восток, — часом больше, на запад — часом меньше. чем дальше на восток или на запад, тем разница больше.
новый день начинается в пустынной части берингова пролива и тихого океана, там проходит линия перемены дат. часовой пояс необязательно должен прокладываться прямо от полюса к полюсу, как идут меридианы. он может отклоняться в сторону, проходить по берегам рек, по линии железной дороги, по границам наших республик — словом, там, где людям удобней.
когда корабли или самолеты совершают свои рейсы с запада на восток и пересекают линию перемены дат, они как бы во вчерашний день. на чукотке уже 1 мая, а на аляске еще только 30 апреля.
а если корабли и самолеты путешествуют с востока на запад, то в бортовом журнале пропускается день,— они сразу перескакивают в следующий! вот и барон мюнхгаузен на полюсе тоже мог перескакивать изо дня в день, перебрасывать камень через завтрашний день и делать прочие как будто бы невероятные вещи. часовые пояса ограничены
меридианами, которые сходятся у полюсов. и потому дни, сутки в разных точках земного шара длятся по-разному: чем ближе к экватору — тем шире часовой пояс, чем ближе к полюсам — тем уже. день как бы принимает форму пояса времени: широкий в середине и заостренный у полюсов. так что на полюсе может быть и «заостренный четверг» или пятница — словом, любой день недели. и ничего не стоит перебросить камень через завтрашний день, как это делает барон мюнхгаузен, для которого писатель лев успенский написал свой замысловатый, забавный рассказ.
а жители чукотки и аляски, которых разделяет небольшое водное пространство, легко могут путешествовать из сегодня в завтра и наоборот, потому что их разделяет линия перемены дат. и у них могут быть на одной неделе не то чтобы две пятницы, а все семь, если бы они вздумали плыть то туда, то сюда, пересекая линию перемены дат!
Исто́рия Ру́сской це́ркви — история православной церкви на территории исторической Руси, в частности, княжества Киевского, а также Великого княжества Московского, царства Русского, а впоследствии Российской империи, СССР, а после распада последнего в 1991 году — государств, образовавшихся на его территории, на которую продолжает свою исключительную церковную юрисдикцию Московский патриархат.
Современная церковная и светская историография Русской церкви в качестве начальной точки имеет обычно 988 год (подробнее см. в статье Крещение Руси); более традиционная церковная историография возводила историю Церкви в пределах Руси к апостольской эпохе[1]. Первые сведения о существовании христианских общин в Киеве относятся ко второй половине IX века.
Автокефальная церковная организация с центром в Москве де-факто была основана в 1448 году, когда русские епископы самостоятельно, без участия Константинопольского патриарха, избрали и поставили Иону митрополитом и предстоятелем Русской церкви.
С 1589 года предстоятель Русской поместной церкви — митрополит Московский становится патриархом (см. статью Патриарх Московский и всея Руси).
История, излагаемая в настоящей статье, есть история современной Русской православной церкви (Московский патриархат); она до того или иного исторического рубежа есть также история иных религиозных объединений и течений, с точки зрения принятой в них историографии, например старообрядческих, Украинской православной церкви Киевского патриархата, Украинской автокефальной православной церкви и других.