Главными из 10 заповедей, данных Моисею:
1. Не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь; жертвенники и столбы разрушите, вырубите священные рощи; и не вступай на земли, где будут блудодействовать вслед своих богов; не бери из их дочерей жен для своих сыновей.
2. Не делай себе богов литых.
3. 7 дней ешь пресный хлеб во время месяца Авива, когда ты вышел из Египта – соблюдай праздник опресноков
4. 6 дней работай, а седьмой – покойся, и покойся во время посева и жатвы.
5. Все, разверзающее ложесна, мне – весь скот мужского пола, и первородное из ослов нужно заменить агнцем, и нужно выкупить его, также делать с первенцами сыновей; пусть не являются передо мной с пустыми руками.
6. Совершай праздник седмиц, праздник начатков жатвы и собирания плодов; 3 раза в городу должен являться весь мужской пол перед лицом Бога, ибо Я прогоню народу и распространю пределы, что никто не пожелает земли твоей
7. Не изливай крови жертвы на квасное, и жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра.
8. Самые первые плоды принеси в дом Бога твоего.
9. Не вари козленка в молоке матери его.
Такой был завет, заключенный богом с Моисеем и Израилем.
Объяснение:
Заповеди, которые известны каждому из нас для сравнения:
1. Да не будет у человека других богов перед лицом Моим
2. Не создавай кумира и никакого изображения тех, кто сверху и снизу, и в водах, не поклоняйся им, и не служи
3. Не произносить имени Бога напрасно
4. Соблюдай субботу, чтобы свято хранить; 6 дней работай, а субботу – отдай Богу.
5. Почитай своих отца и мать
6. Не убивай
7. Не прелюбодействуй
8. Не кради
9. Не произноси ложного свидетельства
10. Не желай жены, дома, поля, раба, рабыни, вола, осла, и всего, что принадлежит ближнему своегу
В Средние века деревни были сосредоточены вокруг замков феодалов, и крестьяне всецело зависели от этих господ. Это происходило потому, что на заре формирования феодализма короли раздаривали своим вассалам земли вместе с людьми, на них проживающими. К тому же внутренние и внешние войны, в состоянии которых постоянно пребывало средневековое общество, разоряли крестьян. Нередко случалось, что сами крестьяне просили феодалов о когда не могли самостоятельно защитить себя от набегов и грабежей своих соседей или чужестранцев. В таких случаях они должны были отдать свои наделы феодалу-защитнику и оказывались в полной зависимости от него. Крестьяне, которые были официально свободны, но не имели прав на владение землей, назывались земельно зависимыми. Во Франции, Англии, Италии и Западной Германии их называли вилланами. Крестьяне лично зависимые были самыми бесправными. В Испании их называли ременсами, во Франции – сервами. А в Англии даже вилланы не имели права покидать своего господина ни при каких обстоятельствах.
Кроме налогов, крестьяне платили своему сеньору за пользование его мельницей, печью, виноградным прессом и прочими при которых не было в хозяйстве крестьян. Чаще всего крестьяне отдавали за это часть своей продукции: зерно, вино, мед и т.д. Чтобы получить свободу (это стало возможным в XII – XIII вв.), крестьяне могли заплатить большой выкуп, но земля по-прежнему оставалась во владении феодала.
Крестьяне жили в маленьких домиках, крытых камышом или соломой. Дым от очага клубился прямо в жилом помещении, стены которого были вечно черные от сажи. Окон или вовсе не было, а если и были, то очень маленькие и без стекол, так как стекло было слишком дорогим для бедного крестьянина. В холодную пору эти отверстия просто затыкали какими-нибудь тряпками. Зимой часто даже свою немногочисленную скотину крестьяне держали у себя в жилище. Темно, тесно, дымно было в домах средневековых крестьян. Зимними вечерами при тусклом свете лучины (свечи стоили дорого) крестьянин что-нибудь мастерил или ремонтировал, его жена шила, ткала, пряла. Еда в доме была скудной и однообразной: лепешки, похлебки, каши, овощи. Хлеба часто не хватало до нового урожая. Чтобы не пользоваться мельницей феодала (ведь за это надо платить), крестьяне просто толкли зерно в долбленной деревянной посудине – получалось нечто вроде муки. А весной снова пахать, сеять, оберегать поля. И молиться, молиться истово, чтобы не случились заморозки на всходы, чтобы не было засухи, пожара или другой беды. Чтобы чума и мор не пришли в деревню, чтобы и в этом году не случилось очередного военного похода, для участия в котором могли забрать сыновей. Бог милостив, хотя на все воля Его святая.