После смерти Ярослава Мудрого его сыновья, а затем и внуки, не желая признавать чьих либо прав на лидерство, разделили Русскую землю на враждующие между собой удельные княжества. К XII веку Русь разделилась на 13 княжеств, представлявших собой фактически суверенные государства. При этом в четырех княжествах (Киев, Новгород, Псков и Переяславль-Южный) своих династических правителей не было. Они признавались "общерусскими столами". Борьба за них велась между четырьмя сильнейшими в то время княжескими ветвями: черниговскими Ольговичами, волынскими Изяславовичами, смоленскими Ростислававичами и суздальскими Юрьевичами. К середине 30-х годов XIII века, накануне монгольского нашествия, Русь распалась. Князья были заняты борьбой за власть и даже трагическое столкновение с новым для них противником, татаро-монголами, на реке Калка в 1223 году не заставило их пересмотреть свои жизненные приоритеты. Русские полки потерпели сокрушительное поражение от монголов на реке Калка (где девять русских князей погибло, а "из простых воинов только каждый десятый дошел" до своей земли), а русские князья продолжали борьбу за власть.
Основные причины полного поражения Северо-Восточной Руси во время нашествия Батыя: 1). Войска главных русских княжеств размазаны на значительном пространстве, что дало возможность монголам, имевшим превосходство в маневре и инициативе, бить их по частям, имея в каждом конкретном случае подавляющее преимущество. Причем монголы, пользуясь своей маневренностью и превосходством в системе планирования, имеют каждый раз на каждом своем направлении (а действуют они не одной армией, но несколькими мощными группировками) локальное превосходство над русскими. Возможность подхода подкрепления к монголам была обусловлена скованностью русских сил, которые разбивались монголами, имевшими локальное преимущество в каждом пункте, по частям. Конечно, внутренние причины неоказания тоже сыграли свою роль (вспомним «княжее непособие», сформулированное автором «Слова о полку Игореве": «Усобица князем – на поганыя погыбе, рекоста бо брат брату: «се – мое, а то – мое же!»). 2). Качественное превосходство монголов и в случаях относительного равенства в численности: лучшая организация и дисциплина, лучшее руководство. 3). Неожиданность, сила и динамика удара. С самого начала очевидна неготовность русских сил к происходившему «пленению Батыеву», ведь, несмотря на Калку, из событий 1223 г. не было извлечено уроков, а татары воспринимаются вроде привычных половцев. Поэтому после получения ударов от монгольской армии потрясение оказывается чрезвычайным для русских князей. В результате этого ответные меры князей зачастую являлись неадекватными и несвоевременными.
Я не совершал греха. Я не совершал грабеж с применением насилия. Я не воровал. Я не убивал мужчин и женщин. Я не крал зерно. Я не похищал приношения. Я не воровал имущество бога. Я не произносил лжи. Я не увлекался пищей. Я не произносил проклятия. Я не совершал прелюбодеяния. Я не переспал с мужчинами. Я не заставил никого плакать. Я не ел сердца [то есть я не огорчал бесполезно, или не чувствовал угрызения совести]. Я не нападал на любого человека. Я не человек обмана. Я не крал с обрабатываемых земель. Я не был шпионом. Я не оклеветал человека. Я не был сердит без уважительной причины. Я не развращал жену любого мужчины. Я не загрязнял себя. Я не терроризировал. Я не преступил [Закон]. Я не был разгневан. Я не закрыл уши от слов правды. Я не порицал. Я не человек насилия. Я не сеял вражду (или возмущал спокойствие). Я не действовал (или судил) с излишней поспешностью. Я не влезал в вопросы. Я не умножал свои слова в разговоре. Я никого не обидел, я не сделал зла. Я не работал в колдовстве против короля (или хулы против короля). Я никогда не останавливал [потоки] воды. Я никогда не поднимал голос (говорил высокомерно, или в гневе). Я не проклинал его (или хулил) Бога. Я не выступал с высокомерием. Я не украл хлеб богов. Я не уносил торты Кенфу от духов умерших. Я не вырвал хлеб у ребенка, и не относился с презрением к Богу моего города. Я не убил крупного рогатого скота, принадлежащего к Богу.
скотоводство и земледелие