Бегазы-Дандыбаевская культура (в археологии) — культура племён, населявших территорию современного Центрального Казахстана последнего периода бронзового века ( XIII-IX вв. до н. э.[1]). Первый исследованный памятник — мавзолей (курган 11) Дандыбай, раскопан в 1934 году М. П. Грязновым.
Название ввёл академик А. Х. Маргулан, исследовавший поселения и курганы Бегазы и другие.
Бегазы-Дандыбаевская культура
Могильник Каражартас бронзового века в Шетском районе, XV век до н. э.
Могильник Каражартас бронзового века в Шетском районе, XV век до н. э.
В составе
Карасукской культуры
Локализация
Центральный Казахстан
Датировка
XIII—IX вв. до н. э.
Преемственность
Андроновская культура → Тасмолинская культура
Пазырыкская культура
К. А. Акишев выделил дандыбаевский этап андроновской культуры, который являлся результатом развития и эволюции «культуры алакульского этапа».
И. В. Пьянков выделяет носителей Бегазы-дандыбаевской культуры в составе карасукской культуры и ее элементов.
Племена, приведшие к расцвету Бегазы-Дандыбаевской культуры, населяли территорию между горами Улытау на западе и Шынгыстау на востоке, от реки Жетиконыр на юге до рек Нура, Сарысу, Кенгир, земли вдоль Иртыша, равнины между горами Кызылтау, Бугылы, Кызыларай, Каркаралы, Баянаула.
Для Бегазы-Дандыбаевской культуры характерны высокие, круглые, прямоугольные мавзолеи знати, построенные из скальных камней (Аксу-Аюлы, Бегазы, Беласар, Дандыбай, Ортау и другие) — относятся к памятникам сложного архитектурного искусства; в погребальной традиции — трупоположение в могиле на боку, руки и ноги согнуты к груди, рядом — оружие и украшения; кувшины с тонким горлышком, украшенные различным орнаментом. Крупные населённые пункты (Кент[2], Бугылы, Шортанды-Булак, Каркаралы, Аккезен, Улытау и другие) с домами из камня, имеющие 4—6 комнат: чаще — одно-двух комнатные землянки и сборные по типу юрты; сооруженные возвышения для богослужения. Возле крупной стоянки 3—5 маленьких поселений. Поселение Кент с улицами, каменными фундаментами и домами, планировкой занимало площадь 25 га и имеет возраст примерно как и Сарыаркинская пирамида — конец эпохи бронзы[3].
Основные занятия — скотоводство и земледелие. Религиозное поклонение природным силам (Солнцу, огню, воде и др.). Появились обряды поклонения животным — коням, овцам, верблюдам, волкам, медведям и др. Их изображения, выдолбленные на камне, найдены рядом с захоронениями, стойбищами (Койшокы, Аксу-Аюлы, Кызыларай и другими).
Бегазы-Дандыбаевская культура имела тесные социально-экономические отношения с родственными племенами Южного Урала (замаревская культура), Алтая и Енисея (карасукская культура).
В результате тесного контакта самодийской каракольской культуры с бегазы-дандыбаевской или близкой ей иной ираноязычной культурой (культуры сако-массагетского круга) появились ирано-самодийская пазырыкская культура и раннескифская усть-куюмская группа (затем кара-кобинская культура)[4].
В 1892 г. британский парламент удовлетворил еще одно требование либералов и разрешил создать при губернаторе организацию советников. Вождем радикального крыла ИНДИЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОНГРЕССА стал ТИЛАК. Он противопоставил европейскому Влиянию традиционные ценности ИНДУИЗМА , считая, что национальное движение Индии одержит победу только при полной поддержке народных масс.
Радикалы одним из орудий борьбы против английского верховенства избрали БОЙКОТ. Этот вид борьбы назывался СВАРАДЖ(своя власть) и СВАДЕШИ (своя промышленность).
Объяснение:
вот так вот
Національно-визвольна боротьба українського народу набирала різних форм на різних етапах історії. Основні форми національно-визвольних змагань українців наступні:
1.Збірна і військова боротьба проти іноземних окупантів, зокрема проти наполеонівської Франції та російської імперії.
2.Політична боротьба за права й свободи українського народу, зокрема за створення українських культурних, національних та політичних інституцій.
3.Масовий національно-визвольний рух з протестом проти режиму тоталітаризму, який існував в СРСР у 20-40-х роках XX століття.
4.Воєнні дії та підпільна боротьба українських повстанців за незалежність та свободу України від нацистської Німеччини та окупаційних сил СРСР у 40-50 роках XX століття.
5.Мирні протести, помітними якими стали "Революція гідності" у 2014 році та події на Сході України з 2014 року, що викликали дискусії щодо національних прав і ідентичності в Україні.