На том же берегу Влтавы, что и Градчаны, находится Малая Сторона. В IX—X вв. на этих землях возникло торговое поселение. «Король золотой и железный», Пршемысл Отакар II в 1257 г. решил основать здесь город. Выбранная им территория была обнесена крепостной стеной и заселена немецкими колонистами. В 1360—1362 гг. Карл IV воздвиг новую крепостную стену и в Малой Стороне, одновременно со строительством оборонительных укреплений в Градчанах.
В XVII—XVIII в. свою лепту внесла эпоха барокко. Почти все сохранившиеся доныне дворцы, монастыри, храмы имеют вид барочных строений.Основная часть готической застройки города была уничтожена в 1419 г., в период гуситского восстания. Пожар 1541 г. уничтожил то, что успели восстановить к тому времени.ГрадчаныПрилегают к Пражскому Граду и первоначально представляли собой ничем не защищённое поселение подданных Града приблизительно до 1320 г. Тогда они получили статус города, и были обнесены крепостной стеной.
В 1360—1362 гг. в связи с увеличением площади поселений, император Карл IV построил новый ряд оборонительных сооружений.В ранг королевского города Градчаны были возведены в 1598 г. Здания были перестроены в стиле барокко, в котором они и дошли до наших дней.В начале XV в., в период войн эпохи Реформации город сильно пострадал от сражений гуситов с королевским гарнизоном Пражского града. Сильнейший пожар уничтожил восстановленные к концу века постройки в 1541 г., после чего Градчаны были отстроены практически заново. Ренессанс господствовал в ту эпоху, поэтому архитектуру Градчан определили именно в этот стиль.Новый ГородВацлавская площадь
В 1348 году по соседству со Старым Городом император Карл IV основал Новый Город — самую новую часть Праги. Существовавшие здесь древние поселения и новые постройки охватило кольцо укреплений. Новый город стал первым в Европе городом, построенным по заранее разработанному плану. Здесь селилось купечество, а также ремесленники и мелкие торговцы, что было отражено в названиях улиц и площадей (Житная, Ячменная, Мясницкая, Сенной рынок и улица, Скотопригонный рынок — в настоящее время Карлова площадь, Конский рынок — современная Вацлавская площадь и др.). Вскоре он стал самым большим из пражских городов. В состав Праги Новый Город вошел в 1784 году. Большинство жилых кварталов старой застройки было снесено в конце XIX века, наиболее ценные архитектурно-исторические памятники реставрированы или реконструированы. Возникшие оригинальные современные здания сохранили характер первоначальной планировки.
Прага в XIX—XX векахРост территории Праги с 1784 г. по наст. время
После поражения Австрии в австро-прусской войне 1866 г., когда Прага была оккупирована прусскими войсками, австрийское командование пришло к выводу, что город окончательно утратил своё оборонное значение. Это привело к решению о сносе большей части городских укреплений, прежде всего вокруг Нового Места и Малой Страны. Результатом этого явилось бурное развитие пригородов Праги: Краловске-Винограды, Жижков, Карлин, Вршовице, Нусле, Смихов, Коширже, Подоли, Височани и многих других, где, в отличие от плотно застроенных старых кварталов, возникли десятки и сотни новых заводов и фабрик, привлекавших рабочую силу из сельской местности. Пражская агломерация становилась наиболее важным промышленным центром всей империи. Особую роль играли предприятия машиностроения и металлообработки, используя недалеко расположенный угольный бассейн и металлургические предприятия города Кладно. Вместе с тем, боясь дальнейшего усиления Праги и Чехии в целом и, как следствие, требования ею особой политической роли, венское правительство препятствовало слиянию пригородов с Прагой: до падения монархии в 1918 году такое разрешение получили только Иозефов, Вышеград, Голешовице-Бубни и Либень. Отдельные пригороды разрослись настолько, что получили статус города, при этом достигая внушительных размеров: например, Краловске-Винограды перед Первой мировой войной насчитывали около 100 тыс. жителей, что выводило их на третье место среди всех чешских и моравских городов, после собственно Праги и Брно.
Особенно ярко это проявилось в годы Великой Отечественной войны.
Развязав войну против нашей страны, захватчики столкнулись с неизвестным для них явлением - с всенародным отпором врагу, с беспримерным мужеством и массовым героизмом советских людей в борьбе за свободу и независимость Родины. Советский народ доблестно сражался с самого начала войны и до ее победного завершения.
Всего лишь неделю спустя после нападения на СССР одна из немецких газет с удивлением и раздражением писала, что «русский солдат превосходит нашего противника на Западе своим презрением к смерти». Она сообщала, что они сражаются до тех пор, пока их не убьют в окопе или в рукопашной схватке, и объясняла стойкое сопротивление выдержкой и фанатизмом.
Спустя год, летом 1942 г., специальная служба главного имперского управления безопасности, изучавшая настроения немецкого населения и солдат и их реакцию на ход войны, на основе анализа пришла к выводу, что упорное сопротивление советских людей оккупантам явилось неожиданностью для немцев. Она отмечала, что мужество и стойкость советских людей нельзя объяснить страхом, насилием или животными чертами, как это истолковывалось официальной фашисткой пропагандой.
Германские аналитики предупреждали гитлеровское руководство о том, что немцы различными путями приходят к мысли, будто «большевизм... вселил в большую часть русского населения непреклонное упорство» и «такого непреклонного упорства никогда не встречалось в Первую мировую войну». «Такого стального, преданного фанатизма я еще никогда не видел», - записал в ноябре 1941 г. под Москвой немецкий унтер-офицер, характеризуя мужественность и стойкость русских людей.
Гитлеровское руководство надеялось, что после вторжения вермахта в нашем обществе произойдет раскол по социальному и национальному признакам. Однако на защиту Родины самоотверженно встали все слои и классы социалистического общества, все нации и народности страны. Советские люди сплотились перед общей бедой, проявили чудеса патриотизма. Угроза национально-государственного крушения, смертельная опасность для жизни и будущего народа, священные цели борьбы вызвали к жизни благородные патриотические чувства и устремления.