Созданная в 1668-69 годах картина великого художника Рембрандта Харменса ван Рейна «Возвращение блудного сына» основывается на Библейском сюжете о Блудном сыне из Евангелия от Луки и является воплощением духовного и плотского, божественного, небесного и земного начал.
Данное полотно явилось результатом сомнений и мучительных чувств и переживаний зрелого автора. Он скорбит об утраченной молодости и сожалеет о невозможности изменить текущие дни. Многие искусствоведы и богословы трактовали изображение на картине с точки зрения воплощения земных страстей и божественной первоосновы.
Некоторые исследователи считают, что на картине художник изобразил себя в разных ипостасях, на разных стадиях духовного перерождения. С одной стороны, мастер представляет себя блудным сыном, кающимся в собственных грехах перед своим земным отцом и Богом, который изображён стариком. С другой – это старший сын, в котором воплощается совесть. Здесь же младший сын как символ упрека в грехах молодости. Старый отец принимает блудного сына, невзирая на его ошибки и промахи в жизни, он прощает его и жалеет.
Но стоит заметить, что художник не был чересчур набожным человеком. Он скорее думал по земному и обладал психологией простого человека, которому присущи земные страсти, страхи и переживания. Поэтому можно говорить, что «Возвращение блудного сына» есть иллюстрация того, как в одном человеке в конце его жизни происходит объединение внутреннего, духовного и внешнего, подверженного страстям мира.
В данном случае мытарь (блудный сын) содержит в себе воплощение сферы «дьявольских страстей», то есть молодости художника. Старший сын – совесть и мораль, основанные на божественных и общественных устоях.
Внутреннее «я» Рембрандта видно в центре картины. Он как бы наблюдает за тем, что происходит вокруг него. При этом он смотрит не только на персонажей картины, но и на зрителя, вовлекая его в свой мир переживаний.
Старая барыня (с задумчивым взглядом, глядя куда-то вдаль) :
- Как раньше, лет 40 назад было хорошо! Балы, вечера, дом полный гостей, музыка, танцы, сезоны охоты, как я любила этот сезон, у папеньки было много породистых собак, я так любила играть с ними, у них была такая мягкая красивая шерстка, хотя папенька немало драл крепостных, чтобы собаки были в идеальном состоянии. Как был прекрасен этот сад, как цвели деревья, ( крестьяне собирали неплохой урожай ), а дом - в этом доме жили мои отец и мать, мои прадеды. В этом поместье моё детство, вся моя жизнь... С тех пор десятки лет, а для меня будто вчера всё было... Сейчас дом заколочен, сад одряхлел, так же как я, ты ( обращается к свой старой, преданной бывшей крепостной крестьянке), этот полудохлый пёс. Куда ушла молодость, былое время, а? Тебя спрашиваю, Прасковья!
Прасковья ( бывшая крепостная):
- Г-жа моя, Софья Андреевна, покуда я знаю ..гм... На улице ветер, прохладно становиться, Вы бы, Софья Андреевна, оделись потеплее. Не велите принести мне вам шаль шерстяную?
Старая барыня:
- Не докучай, Прасковья! И без тебя тошно...
Прасковья прощения барыня, дуру меня старую, немощна я, так видать и на ум слаба стала... Эх, старость, век мой проходит, гм... Софья Андреевна, вам чаю велите подать, пока самовар не остыл?
Старая барыня:
-Не нужно чаю. Я сама прикажу, когда мне нужно будет, замолчи, у меня голова разболелась от твоей болтовни!
Прасковья ( боромоча себе под нос) :
- Надо бы зонтик г-же принесть, погоду не предугадаешь, а коли дождь будеть... Эх, старость моя, старость...
Б. Может из-за многоччисленной армии.