1. Гражданами Афин были далеко не все, а только свободные люди. Это означает, что из категории граждан были исключены женщины, рабы, а также так называемые метеки, т. е. иностранные представители, которых было немало в этом городе-государстве. В целом лишь только около 10 процентов жителей Афин обладали политическими правами. 2. Согласно многочисленным исследованиям, реальное участие в политике афинян было еще меньше, чем десятая часть населения. 3. Демократические принципы Афин не исключали образования элиты из числа наиболее обеспеченных граждан. Это во многом определялось тем, что для участия в политической жизни, а тем более для нахождения на важных в политическом отношении постах необходимо было быть образованным человеком, в частности владеть письмом и чтением. В Древней Греции этим в полной мере обладали, прежде всего, обеспеченные граждане. К тому же роскошь заниматься постоянно политикой, опять же, могли себе позволить обеспеченные люди. 4. Политический режим Афин, как это подчеркивал еще Б. Констан, оказывается неприемлемым с точки зрения публичных свобод. Об этом свидетельствует ряд фактов: наличие законов, которые регулировали нравы (например, предусматривалось наказание за уклонение от Религии); весьма сомнительным был статус политической оппозиции, представители которой подвергались преследованиям и разного рода ограничениям в их деятельности; наконец, в том числе по моральным основаниям, использовался инструмент смертной казни, как это имело место, например, в случае Сократа.
Действия нового министра вызвали оживление в кругах либеральной общественности. Земцы решили устроить в ноябре большой земский съезд, на который должны были съехаться земские деятели со всей России. После речи нового министра о доверии организационное бюро съезда включило в его повестку вопрос о необходимых реформах государственного строя. Узнав о готовящемся съезде, Мирский пытался испросить на него Высочайшего соизволения, но не получил согласия императора. Несмотря на это, Земский съезд состоялся 6—9 ноября 1904 года как «частное совещание земских деятелей». За деятельностью съезда следила вся Россия. Съездом была принята резолюция, провозглашавшая необходимость коренных реформ государственного устройства. В ней, среди прочего, содержались требования свободы слова, союзов, собраний и вероисповеданий, равенства всех перед законом и созыва народного представительства. Делегаты съезда ознакомили с резолюцией Святополк-Мирского, который высказал с ней полное согласие и обещал представить её императору.Резолюция Земского съезда была напечатана во многих газетах и вызвала большой общественный резонанс. По инициативе нелегальной организации «Союз освобождения» сразу после съезда по всей стране начались общественные собрания, или «банкеты», выносившие резолюции, разъяснявшие и дополнявшие постановление Земского съезда. В этих резолюциях требования общественности были выражены в более яркой и решительной форме; в них уже прямо говорилось о необходимости конституции и созыве Учредительного собрания. На банкетах произносились горячие речи с критикой самодержавия и требованием радикальных реформ государственного строя. Полиция не предпринимала против этих собраний никаких мер. На некоторые банкеты проникали представители революционной интеллигенции и превращали их в митинги. Все эти события вызвали большой общественный подъём и возбудили в широких кругах общественности надежды на близкие перемены.
Военным путем, благодаря деятельности путешественниковПервым направлением экспансии стало восточное. В 1552 — 1556 гг. в состав Московского государства были включены небольшие татарские ханства появившиеся после распада Золотой Орды в 1552 г. было завоевано Казанское ханство, а последний казанский хан Ядигир-Махмед принял православие и стал соратником Ивана Грозного;после ликвидации Казанского ханства в 1554 г. башкиры, ранее находившиеся в зависимости от Казанского ханства, добровольно вошли в состав Руси, в 1556 г. Астраханское ханство добровольно капитулировало перед русской армией и вошло в состав Руси, далее Ногайская Орда, ханств Поволжья,в результате присоединения ханств власть Руси мирно признало множество самобытных поволжских народов — чуваши, мордва, мари, вотяки, — Русь начала превращаться в многонациональное государство