Золотая Орда, сохранив относительную самостоятельность при Тохтамыше, лишь внешне напоминала былое могучее государство. Ее падение было предрешено всем предшествующим ходом исторического развития. Окончательное крушение Золотой Орды было непосредственно связано с появлением на политическом горизонте XIV в. знаменитого Тимура (Тамерлана). Происходил он из тюрко-монгольского племени барлас и родился в 1336 г. около города Кеша (Шахри-сябза). Его правление (1370-1405 гг.) было насыщено многолетними походами с целью подчинения чужих государств и народов.
Чтобы подчинить восточную часть Золотой Орды, Тимур старался привлечь на свою сторону правителя Золотой Орды Тохтамыша, который, в свою очередь, сам стремился к экспансии на Кавказ. Союза между ними не получилось, а, наоборот, окончательный разрыв привел к открытым военным столкновениям. В двух решающих битвах, в 1391 г. в долине реки Кундузча (приток Черемшана в нынешней Самарской области) и в 1395 г. в долине Терека, Тохтамыш потерпел поражение.
Однако Тохтамыш избежал гибели и плена. Борьбу с ним продолжили эмир Идику (Эдигей) и в 1398-1399 гг. хан Заволжской Орды Темир-Кутлуй, который нанес Тохтамышу сокрушительное поражение на р. Ворксле. По сути, судьба Тохтамыша была решена, восстановить былую силу ему уже не довелось, так как в 1406 г. он был убит сибирским ханом Шадибеком.
Об этих событиях хронисты XV в. сообщают разноречивые сведения, касающиеся малозначащих детелей сражений, соотношения сил противников и т.п. Имеются некоторые разночтения хронологического характера. Однако во всех хрониках сохранена главная историческая достоверность: именно под ударами Тимура Золотая Орда окончательно потеряла свое былое могущество. Нанеся ей решительный удар, а также покорив многочисленные народности и племена обширной территории от Северного Кавказа до рязанских земель и от казахских степей до Днепра, Тимур создал державу, объединенную сильной властью верховного монарха, но и она после его смерти в 1405 г. вскоре распалась.
В ходе борьбы Тимура с Тохтамышем хозяйству Золотой Орды был ненесен колоссальный ущерб, обезлюдели многие поселения, кочевники бежали в другие территории, многие города подверглись разорению и разрушению. Об этих событиях подробно свидетельствуют средневековые письменные источники, особенно сообщения иранских хронистов XV в. о состоянии золотоордынских городов, что объясняется их давними связями с Ираном. Так, Низам-ад-Дин Шами сообщает, что направленные Тимуром Мирза Мироншах (сын Тимура) и Джехан-шах-бахадур завладели «Сараем, Урусом и Урусчуком, - и все разграбив, забрали бесчисленное имущество, мулов, лошадей, верблюдов, быков и баранов и взяли в плен красивых женщин и девушек... войско по льду и всех подвергло разгрому и грабежу... Тимур... завладел Хаджи-Тарханом и Сараем. Все постройки Сарая он разрушил и сравнял с землей». Археологи нашли следы этого погрома: развалины и зольные слои, многочисленные костяки людей и их обрубки, обломки черепов. Были обнаружены костяки детей, забравшихся в печи и дымоходы. Подобная находка двух девочек, спрятавшихся в печи от монголов, была ранее сделана в Киеве.
Другой иранский хронист, Мирхонд, рассказывает, что Тимур, оставшись в Астрахани, послал астраханского градоначальника Мухаммеди в свите царевича Пир-Мухаммеда (внука Тимура) и эмира Джеханшаха опустошить Сарай. После получения от астраханцев выкупа, «все бессловесное и одаренное даром слова было отдано на поток и разграбление». Переходя Итиль (Волгу), эмиры спустили Мухаммеди под лед «для наслаждения рыбам». Были разорены не только города. «Скот и кочевников той области перевернули вверх дном в такой степени, что от них не осталось и следа», - замечает Мирхонд.
Шереф-ад-Дин Йезди добавляет любопытные подробности об укреплениях Астрахани (Хаджи-Тархана), имевшей стены лишь со стороны степи. Поскольку стояла суровая зима, жители сложили со стороны реки стену из кусков льда, поливая их водой, и соединили ее с городской стеной. Впрочем, как видно, стена не пригодилась. Он так-же указывает, что астраханцы выплатили деньги за пощаду, после чего город и был разграблен, а Сарай был уничтожен в отместку за разрушение дештскими (т. е. ордынскими) войсками Зенджир-сарая в Мавераннахре, когда Тимур был занят завоеванием Ирана. Добычу из Са-рая и Хаджи-Тархана «царственное милосердие воинам». Зимний поход Тимура, по мнению М. Иванина, привел к особенно тяжелым последствиям ввиду того, что зимой татары перегоняли скот как раз в низовья Волги и Дона. Истребление ордынских аулов и зах-ват их скота, без которого уцелевшие были обре
ответ: Ранняя государственность в Китае зарождалась в условиях почти полной автохтонности. Кроме того, и в более поздний период (в I тысячелетии до н.э.) возникновение множества раннегосударственных образований на территории Китая так и не отменило факта известной обособленности Дальневосточного очага государственности от иных центров возникновения государств и цивилизаций. Это обстоятельство предопределило существенное своеобразие условий, в которых возникали и эволюционировали международные отношения на Дальнем Востоке.
Первые очаги государственности возникли в Восточной Азии на территории Китая. Между тем сведения о древнейшем периоде истории Китая носят полулегендарный характер. По преданию первая древнекитайская династия Ся была основана в начале II тысячелетия до н.э.
Первым известным государством бронзового века на территории Китая было государство Шан-Инь (Династия Шан), сформировавшееся в XIV веке до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ, в районе Аньяна.
В результате войн с соседними племенами его территория расширилась и к XI веку до н. э. охватывала территории современных провинций Хэнань и Шаньси, а также часть территории провинций Шэньси и Хэбэй. Уже тогда появились зачатки лунного календаря и возникла письменность — прообраз современного иероглифического китайского письма.
В XI веке до н. э. государство Инь было завоёвано немногочисленным западным племенем Чжоу, которое до этого находилось в вассальных отношениях с иньцами, но постепенно укрепилось и создало коалицию племён. Так было положено начало государства Западное Чжоу, доминировавшего на территории Древнего Китая на протяжении примерно 5 веков.
В отличие от Иньской державы, осуществлявшей скорее набеги на своих соседей, нежели завоевания, древнекитайское государство Западное Чжоу вело войны с соседями за присоединение определенных территорий или подчинение своему влиянию существующих на этих территориях “царств”.
Под натиском кочевых племен чжоусцы были вынуждены покинуть в VIII в. до н.э. древнюю область их расселения в долине р.Вайхэ. В 771 г. до н.э. войско Ю-вана было наголову разбито прорвавшимися из Центральной Азии кочевниками. Сам чжоуский ван оказался в плену. Страна подверглась очередному разгрому. В результате новый правитель Чжоу Пин-ван перенес столицу на восток - в район современного Лояна. Этим самым было положено начало нового периода в истории Китая - т.н. периода Восточного Чжоу (VIII-III вв. до н.э.).
Период Восточного Чжоу характеризовался дальнейшим ослаблением доминантной державы региона (Чжоу) и возникновением на территории Китая большого количества (по-видимому, до нескольких сот) вполне независимых государственных образований, формально признававших верховную власть чжоуского вана, но фактически проводивших абсолютно самостоятельную политику. Международные отношения на территории Китая в целом характеризовались в рассматриваемый период неустойчивым равновесием. Противостояние отдельных царств и их коалиций создавало крайне сложную политическую мозаику и плюрализации региональной системы международных отношений. Отдельные царства-гегемоны возникают на окраинах системы. Ими становятся “варварские царства” Цинь на западе, Чу, У и Юэ на юге. Натиск кочевников севера и появление мощных “варварских” царств на периферии системы, наряду с объективной логикой социально-экономических процессов, стимулировали центростремительные тенденции в центральной части Китая, в междуречье Янцзы и Хуанхэ.
Резкое усиление до того не слишком активного в стремлении к региональной гегемонии периферийного «варварского» царства Цинь связывается с реформами одного из сановников царства - Шан Яна в середине 4 в. до н.э.
Строительство Великой китайской стены, протянувшейся на более чем 6700 км, было начато в III веке до н. э. для защиты северных районов Китая от набегов кочевников.