Павел I
Аннотация
Самый непредсказуемый российский император Павел I царствовал с 7 ноября 1796 по 11 марта 1801 г. Он считал, что предыдущее правительство развалило державу и что его долг – навести в стране порядок. Он предпринял решительные меры по борьбе с коррупцией, инфляцией, обнищанием народа, но своими действиями настроил против себя правительственную элиту и значительную часть гвардейского генералитета…
В настоящей книге наряду с повествованием о жизни рокового императора представлены многие сюжеты политической истории ХVIII века. Среди главных действующих лиц – родители Павла Екатерина II и Петр III, его жены Наталья Алексеевна и Мария Федоровна, императрицы Анна Иоанновна и Елисавета Петровна, придворные дамы Е. И. Нелидова и А. П. Лопухина, известные государственные персоны: А. П. Бестужев-Рюмин, Н. И. Панин, Г. Г. Орлов, Г. А. Потемкин, Ф. В. Ростопчин.
Оглавление
Алексей Михайлович Песков Павел I
Предисловие
История – это свойство нашей психики, функция мышления, игра ума: это коллективная память, высказанная анекдотами очевидцев и мифами поколений.
События жизни растворяются бесследно в той минуте, когда они случились. Но если о ничтожнейшем из них очевидец оповестит других, другие расскажут третьим, третьи – четвертым и т. д., – словом, если анекдот сохранится не в частной, а в общей памяти, он станет фактом истории, чтобы, соединившись с другими анекдотами о других событиях, образовать миф о своей эпохе.
Чем больше анекдотов – тем больше версий происшедшего. Каждый очевидец говорит про свое. Не все рассказчики правдивы: иные лгут для собственного удовольствия, тщеславия или оправдания; другим померещилось, третьим – пригрезилось, четвертые передают пятым то, о чем лгут первые, что померещилось вторым и пригрезилось третьим. Но даже если кто-то добросовестно хочет поведать всю правду-истину, он все равно не сможет рассказать, как что было на самом деле, ибо всякая правда и любая истина относительны условий их наблюдения и кругозора наблюдателя.
Конечно, от жизни остаются не только анекдоты и мифы, но также вещи и документы. Однако сами по себе они не умеют сохранить свой смысл. Вещи и документы, какими бы настоящими ни были, только тогда преобразуются в факты истории, когда делаются значимыми деталями анекдотов и мифов.
Жизнь идет. Проходит время. Приходят новые поколения. – Этими метафорами ходьбы мы означаем смысл жизни: все живое движется. Откуда и куда? – метафоры не знают. Каждое новое поколение отвечает на сей вопрос заново. Между тем факты истории остаются неподвижно прикреплены к своим давно минутам. Новые поколения начинают оживлять их согласно своим понятиям о смысле движения жизни.
Новые поколения выбирают из дошедших до них исторических фактов отнюдь не все – все не упомнить, да все и не нужны. Нужны только такие, которые определяют смысл движения. Старые анекдоты суммируются, сжимаются в сокращенный пересказ, смысл называется новыми словами.
Жизнь между тем идет. Проходит еще время. Приходят иные поколения. Меняются политические режимы. Усваиваются неизвестные прежде понятия. Сочиняются свежие пересказы старых анекдотов. Смысл движения жизни переопределяется новейшими словами. Память пришедших поколений забывает то, чем питалась память поколений предыдущих.
Так бесконечно переприпоминается, пересказывается и переписывается жизнь. Это и называется историей.
История – это мифы разных поколений: повествовательные дубликаты жизни.
Мифы истории по видимости основаны на хронологии. Но это только проформа – повествовательный прием, позволяющий упорядочить размещение сюжетных материалов. В существе же своем исторический миф знает только ощущение настоящей, сейчас идущей минуты – момента повествования, переживаемого как мгновение вековечной правды. Миф сопрягает в одно – всё разновременное мудрости разных веков, значимые для нынешнего поколения, наслаиваются на комбинацию анекдотов о каком-то одном столетии или о каком-то одном событии, и получается так, что, рассказывая о том, что случилось тогда, мы говорим о том, что было всегда, а это всегда является правдой только сейчас.
История начинается с завтрашней газеты – наша сегодняшняя жизнь будет переписана там по законам анекдота и мифа, представ вереницей одинаковых причин и следствий, симптомов и исходов:
Война. – Победа. – Всеобщее ликование. – Расширены границы. – Заселяются новые территории. – Деспотизм усиливается. – Анекдоты. – Аресты. – Казни. – Народ безмолвствует. – Меры по укреплению дисциплины и порядка. – Запрещена партия. – Заговор. – Слухи. – Крах тирании. – Эйфория. – Снесен памятник. – Разгул народа. – Всеобщее воровство. – Эмиссия. – Инфляция. – Разруха. – Манифест.
1. а и в. Использовались оба слова - гильдия и цех.
2. а. Он был императором франков.
3. б. Пророк Мухаммад (или Мухаммед, Магомет).
4. а. в 800 году.
5. в. Хозяйство, в котором ведется обмен и торговля продуктами сельского хозяйства и ремесел.
6. г. Это событие называется Великой Схизмой.
7. а. Дипломатия - искусство вести переговоры и добиваться своих политических целей словом и хитростью.
8. в. Отметим, что для многих истинной целью было получение своей земли, так как это были безземельные рыцари и младшие сыновья феодалов.
9. г. Это называется интердикт
10. Средние века начались после падения Западной Римской империи, а это событие произошло в конце V века.
11. Патриарх, вернее, несколько патриархов. Православная церковь использует систему автокефалии, при которой у церкви не один глава, а несколько в разных странах.
12. в. Ересь - это учение, основанное на христианской вере, но нарушающее ее догматы.
13. г. В 1066 году
14. а.
15. г. Фреска - от итальянского слова, означающего "свежий, сырой".
Вторая часть
1. бвг
2. Кирилл и Мефодий - создали славянскую азбуку; Хлодвиг - король франков; Иннокентий III - папа римский, провозгласивший себя наместником Христа; Юстиниан - византийский император.
3. Южные славяне - это болгары, сербы и хорваты. Белорусы - восточные
4. Падение ЗРИ; хиджра; деятельность Кирилла и Мефодия; крещение Руси
5. Речь идет о посвящении в рыцари. Участвующие в отрывке персонажи - мифические, относятся к средневековым легендам, но ритуал соответствует реально проводившемуся.
6. Оброк - обязанность крестьянина платить. Церковная иерархия - расположение должностей. Еретик - тот, кто следовал ересям. Сеньор - лицо, передавшее феод вассалу.
7. Хлодвиг, Пипин, Карл - все они франки.
8. Барщина, оброк, церковная десятина. Во многих странах крестьяне - все или только свободные - несли также воинскую повинность, выступая ополчением на стороне владельца земли, на которой жили.
9. Алтарь
10. Герб
Это были рыцари со всей Западной Европы, которые после неудачных походов в Палестину (с целью "освобождения Гроба Господня") стремились захватить новые земли. Одним из первых приняло на себя их удар балтское племя пруссов. И было уничтожено, а остатки _его онемечены. Стремясь отрезать Полоцкое княжество от моря, в 1201году крестоносцы в устье Двины основали город Ригу (кстати, по Б.Ластовскому; "рыга, или рыгво", на старобелорусском языке ознает устье реки). С того времени начались их нашествия на Полоцкую землю и другие древнебелорусские земли. В 1208 году они захватили полоцкий город Кукенойс — владение князя Вячки, и в 1209-м - Герсику, подходили к стенам Полоцка. В ответ полоцкий князь Владимир уничтожал их укрепления под Ригой и Гольмом. Вместе с новгородцами полочане били крестоносцев на Неве в 1240 году, а затем на Чудском озере в 1242 году.
Также и властители новой белорусской державы — Великого Княжества Литовского - от Миндовга до Витовта - вынуждены были сражаться с крестоносцами. Чуть ли не каждый год на протяжении почти трёх столетий сталкивались в битвах отряды белорусов и крестоносцев. Например, только в период княжения Альгерда (1341-1377) было совершено где-то около сотни набегов крестоносцев на Беларусь и тридцати ответных походов белорусского войска. В некоторых походах наше войско насчитывало до 30 тысяч воинов.
Особым мужеством и воинским мастерством отличался князь Давыд Городенский. Много лет он успешно отбивал нападения и наводил ужас на крестоносцев и их подручных. В 1314 году, когда немцы напали на Новоградок, Давыд с небольшим войском подкараулил их и чуть ли не половину перебил, захватив полторы тысячи лошадей и много добра. Пройдя путём крестоносцев от Новоградка в обратном направлении, городенский князь уничтожил все вражеские базы. Благодаря этому отступление недобитых грабителей превратилось в паническое бегство. В 1319 году Давыд Городенский с 800 всадниками ворвался в Пруссию, захватил несколько рыцарей-комтуров вместе с их скарбом. Не однажды он приходил на помощь Пскову. В 1322 году вместе с псковичами Давыд разбил большое немецкое войско. Было уничтожено пять тысяч крестоносцев. Во время дальних походов Давыд Городенский вёл с собой сравнительно небольшие отряды. Так, в походе на Бранденбург в 1326 году участвовали 1200 человек. Городенцы дошли до Франкфурта-на-Одере. Не имея возможности победить князя на поле боя, крестоносцы наняли польского воина Анджея, который предательски убил Давида Городенского ножом в спину.
В 1410 году объединённое войско Великого Княжества литовского и Польского Королевства дало решающий бой крестоносцам под Грюнвальдом. Это была величайшая битва в Европе того времени, когда на поле брани встретились 80 тысяч человек. Орден крестоносцев был разбит наголову. Погиб и магистр ордена, комтуры, весь цвет рыцарского войска. Хоть некоторое время орден ещё и существовал, но возобновить былую мощь крестоносцы уже не смогли. С этого времени исчезла угроза с их стороны для земель всей Восточной Европы.