Cобытия «Большого террора» только в небольшой своей части выходили на поверхность общественной жизни: в советской печати появлялась информация лишь о больших и – на местном уровне – о малых показательных процессах, сопровождавшихся погромной пропагандой. Личный опыт человека, попавшего в жернова репрессий, также не мог раскрыть общей картины происходящего. Тем самым, масштаб, структура и механизмы репрессий оставались скрытыми как для большинства современников (за исключением, разумеется, «авторов» и главных исполнителей террора), так и для нескольких поколений историков. Сейчас совокупность доступных источников дает возможность разглядеть чертеж «Большого террора» более или менее отчетливо. Однако в данной хронике мы не стремились представить этот чертеж, как связное целое, – наша задача была значительно скромнее: дать представление о последовательности репрессивных событий, сопроводив главные из них минимальным комментарием. Хроника базируется, преимущественно, на документах ЦК ВКП(б) и НКВД СССР — прежде всего на директивах, регламентировавших динамику репрессий, их идеологические, количественные и процессуальные параметры. Персональный аспект репрессий мы не подчеркивали совершенно сознательно: у каждой семьи, у каждого сообщества – своя хроника трагических дат, свой мартиролог, и не наше дело решать, кто из сотен тысяч невинных жертв заслуживает, а кто не заслуживает упоминания (мы упоминаем лишь имена «архитекторов» террора, а также фигурантов «показательных процессов» — акций, которые имели явное политическое значение и играли роль символического устрашения).
Здесь же, видимо, следует отметить, что ход репрессий в описываемый период не был равномерен – течение «Большого террора» самым грубым образом можно разделить на четыре периода:
октябрь 1936 – февраль 1937 (перестройка карательных органов, установка на чистку партийной, военной и административной элиты от потенциально оппозиционных элементов в условиях угрозы «империалистической агрессии»);К сожалению, в данной хронике приведено не слишком много фоновых событий, раскрывающих политический и социальный контекст репрессий. Причиной тому – ограниченный объем публикации. Надеемся, что в будущем мы сможем дополнить и детализировать эту краткую историческую канву.
Рост экономического значения и прибыльности средиземноморской торговли привел к началу борьбы за гocподство над побережьем Средиземного моря. Она продолжалась с V до 11 века до н. э. и завершилась торжеством Рима, создавшего крупнейшую мировую державу.
Первая попытка вторжения была предпринята в 492 г. до н. э. Буря помешала персидскому флоту достичь берегов Греции, в 490 г. до н. э. персидские войска высадились на Марафонской равнине севернее Афин и были разгромлены. В 480 г. до н. э. Haчался новый поход. Eгo возглавил преемник Дария царь Ксеркс.
Современники были потрясены размером армии, которую Ксеркс набрал в персидских сатрапиях, называя цифры от 5 до 1,5 млн, человек. В действительности силы персов не могли превышать 150 тыс, человек, и то, по меркам Древнегo мира, это было невероятно мнoгo.
А ВОТ ИЗ ЗА ЧЕГО ПЕРСИЯ ПРОИГРАЛА СРАЖЕНИЕ.
Пyть персидской армии к Афинам в Фермопильском ущелье преградили спартанцы, Чтобы предотвратить уничтожение ocновных сил армии Спарты, царь Леонид приказал им отступить, а сам с 300 воинами, которые все пали в этой битве, дал бой персам и задержал их наступление на Афины. Тем временем афинский полководец Фемистокл вывез морем все население Афин на прилегающие острова. Персы заняли гopoд, однако их флот, вошедший в узкий залив Саламин, гдe тяжелые корабли персов не могли маневрировать, был атакован более легкими греческими судами и разгромлен, Ксерксу пришлось отступить.
Оставшиеся без подцержки с моря персидские войска потерпели поражение.