О стыде: Бумага от стыда не краснеет. В ком есть Бог, в том есть и стыд. Стыдливый покраснеет, а бесстыжий побледнеет. Стыд не дым, глаза не выест. Просить не стыдно, стыдно воровать О вине: Умный виниг себя, глупый — товарища. Вина вине рознь. Была вина, да прощена. Виноватый и тени своей боится. Бей в куст, виноватого Бог выдаст.
Однажды мне приснился сон. в нем я оказался в древнем египте. целый день я провел с египетским земледельцем. и вот мои утро земледельца начинается рано. он умывается, завтракает и идет работать. у него большой виноградник, который находится рядом с нилом. он тщательно и бережно заботится о нем. земледелец сказал мне, что на протяжении многих лет его предки выращивали виноград. и он продолжает дело своих предшественников. он осматривает каждую лозу и убирает сорняки. земледелец показал мне как правильно ухаживать за виноградом, чтобы был хороший урожай. еще он рассказал мне, что из этого винограда получается вкусное вино. еще у земледельца есть большое поле льна и пшеницы, мельница и пекарня. пока он молол пшеницу и выпекал хлеб, его жена ткала изо льна полотно и шила одежду. вот и пролетел день. земледелец и его жена возвращаются домой. мы все вместе поужинали. я попробовал их вкусный свежий хлеб. после ужина они ложатся спать. ведь завтра новый день и у семьи земледельца много
Месопотамии, как и в других странах древности, считались особые существа (боги или духи), наделенные разумом, волей и рядом уникальных характеристик, отличающих их от всех остальных объектов мира. это и фактическое бессмертие, и способность принимать вещественные воплощения или обходиться без них, и способность одновременно пребывать в наблюдаемом временно-пространственном «измерении» и вне его, находиться и действовать сразу во многих точках пространственно-временного континуума, и невероятное могущество и осведомленность. любое соприкосновение с силами такого рода, учитывая их непредсказуемость и мощь, было для людей необычайно рискованным. поэтому все ситуации, чреватые подобным соприкосновением, необходимо было окружать множеством ритуальных запретов и предписаний. мир богов моделировался по образу и подобию мира людей: в нем были свои владыки и подданные, движимые примерно теми же мотивами и ценностями, что и люди. в частности, шумеро-аккадский пантеон возглавлялся (как почти по всей западной евразии) двумя богами: высший небесный космовладыка ан («небо»), пребывающий в вечном покое вдали от мира, и его сын/наместник энлиль(«господин дыхания/воздуха»), космоустроитель, который и осуществляет собственно делами вселенной (аналогичные роли играли ил отцовский и ил у западных семитов, бог неба и бог грома у ранних индоевропейцев). нельзя не угадать здесь отражение распространенной в первобытности практики раздела полномочий между сакральным и военным вождями человеческого сообщества. вот ты можешь переписать то что считаешь нужным
Бумага от стыда не краснеет.
В ком есть Бог, в том есть и стыд.
Стыдливый покраснеет, а бесстыжий побледнеет.
Стыд не дым, глаза не выест.
Просить не стыдно, стыдно воровать
О вине:
Умный виниг себя, глупый — товарища.
Вина вине рознь.
Была вина, да прощена.
Виноватый и тени своей боится.
Бей в куст, виноватого Бог выдаст.