Титаны (τιτάνες), в греческой мифологии боги первого поколения, рождённые землёй геей и небом ураном; их шестьбратьев (океан, кой, крий, гиперион, иапет, кронос) и шесть сестёр-титанид (тефида, феба, мнемосина,тейя, фемида, рея), вступивших в брак между собой и породивших новое поколение богов: прометей, гелиос,музы. лето и др. (hes. theog. 132-138). имя т., связанное, возможно, с солнечным жаром или владычеством,догреческого происхождения. младший из т. кронос по наущению матери геи серпом оскопил урана, чтобыпрекратить его бесконечную плодовитость (154- 182), и занял место верховного бога среди т. родившемуся откроноса и реи зевсу, в свою очередь, было суждено лишить власти отца и стать во главе нового поколениябогов - олимпийцев (453-457). т. (кроме океана) выступили с офрийской горы; боги, рождённые кроносом иреей, - с олимпа (отсюда их название олимпийцы); сражение (титаномахия) между т. и олимпийцами длилосьдесять лет, пока на зевсу не пришли сторукие. побеждённые т. были низринуты в тартар, где ихстражами стали сторукие (629- 735). т. - архаические боги, олицетворявшие стихии природы со всеми её катастрофами. т. не разумности, и меры, их орудие - грубая сила. поэтому они не слушают советов прометея и геи-фемиды,чтобы хитростью поладить с зевсом (aeschyl. prom. 199-213). первобытная дикость т. уступает местогероизму и мудрой гармонии космоса олимпийского периода греческой мифологии; в этом процессеотразилась борьба догреческих богов субстрата с новыми богами вторгшихся с севера греческихплемён. лит.: jungеr f. g., die titanen, fr/m., 1944; см. также лит. при ст. кронос. а. ф. котов.)
Особенности русского средневековья. Анализируя историю русской культуры в домонгольский период, необходимо выделить два этапа, соответствующих историческому развитию государства: культура Киевской Руси (XXI вв. ) и культура периода раздробленности (XII первая треть XIII вв.) . Уровень развития. Поступательное развитие культуры на первом этапе привело к тому, что Киевская Русь стала одним из наиболее развитых государств того времени. Синтетический характер древнерусской культуры. Культура Древней Руси формировалась на основе двух источников. Первым стала языческая культура восточно-славянских племен, имевшая многовековые корни; язычество, оказывая влияние на всю культуру эпохи средневековья, в некоторых своих элементах дошло до настоящего времени. Вторая составляющая христианская культура Византии. Принятие православия в 988 г. из Византии, предопределило влияние более высокой по уровню развития страны на все направления русской культуры: философию, образование, литературу, иконописание, архитектуру. Киевская Русь принадлежала к одной из самых образованных стран в мире. О существовании славянского алфавита на Руси известно с X в. Принятие христианства дальнейшему развитию грамотности и образования: были организованы школы, в Софийском соборе в Киеве была создана первая библиотека. Периодизация истории древней русской литературы совпадает с исторической, что позволяет выделить два периода: XI начало XII вв. период относительного единства литературы, которая развивается в двух центрах: Киеве и Новгороде. середина XII первая треть XIII вв. , когда появляются новые литературные центры: Владимир, Суздаль, Смоленск и т. д. Возникают местные черты и местные темы, разнообразие жанров.