VIII век стал временем первого заметного подъема образования Западной Европы. Ведущую роль в этом процессе сыграли Карл Великий (749–814) и Алкуин (735–804), который был приглашен Карлом для организации образования в его империи (О педагогической деятельности Карла Великого и Алкуина см.: [39; 194; 195; 425 и др.]). Видимо, с этого времени начинает складываться вместе с классическим феодальным обществом, состоящим из трех сословий, и типичное средневековое воспитание.
В качестве важнейших форм воспитания Западной Европы в этот период можно выделить народное, рыцарское (военное) и религиозное (школьное) образование.
Народное воспитание – это воспитание большинства населения Западной Европы, воспитание земледельцев и ремесленников, которое осуществлялось в процессе освоения опыта жизнедеятельности этих сословий. Со временем оно стало включать в себя и первоначальное образование, которое давалось в школах при церквях.
Рыцарское (военное) воспитание в своей классической форме сложилось в Х–XI вв. и в определенной мере было оппозиционным народному и церковному воспитанию. Оно имело свое содержание (семь рыцарских искусств); свои формы, свои возрастные периоды: с 7 до 14 лет – паж, с 14 до 21 – оруженосец, в 21 год происходило посвящение в рыцари. Обучение для рыцаря считалось не обязательным, и потому неграмотный рыцарь не был редкостью.
Воспитание дворянской женщины помимо освоения чисто женских занятий (рукоделие, вышивание и т.д.) предполагало и обучение. Оно давалось либо в монастырях (воспитание девочек из богатых семей в монастырях было обычной практикой того времени), либо под руководством священника.
Религиозное (школьное) образование. До конца Средних веков Церковь играла главную роль не только в духовной, но и в интеллектуальной жизни Западной Европы. И духовные ценности, которые несла она, были в равной степени адресованы всем сословиям и всем членам общества. И именно ей принадлежит главная роль в организации образования, которое также было открыто для всех сословий, особенно после XI века, когда католическому священству было запрещено вступать в брак.
В этот период не только складывается новая организация образования, в которой просматривается будущая целостная система образования от элементарной школы до высшей и значительно расширяется само образование, но и предлагаются новые технологии обучения.
Обучение в народной (начальной) школе продолжалось, как правило, три – четыре года. Начиналось оно с заучивания 50 псалмов на латинском языке. Затем приступали к изучению и запоминанию букв с голоса, далее запоминали форму букв, после чего начинали учиться читать по слогам (буквосослагательный метод). Научившись читать, ученик приступал к письму и счету. Большое место в обучении отводилось пению. Обучение велось на латинском языке, сложными были методы обучения письму и счету, да к тому же педагогическая подготовка учителя оставляла желать лучшего. Поэтому многие ученики едва справлялись даже с курсом начального обучения
Саки - это кочевые и полукочевые племена. Название племени САКИ восходит к скифскому слову saka, что значит "олень".
Это были сильные и воинственные племена, недаром в древнеперсидских книгах саков называли "могучими мужами", а в иранских - "турами с быстрыми конями". Благодаря сходству со скифами древнегреческие авторы называли саков "азиатскими скифами".
Учёные выделяют несколько групп племён саков:
1) хаомаварга или амюргии;
2) саки-тиграхауда;
3) саки-парадарайя;
4) саки-парасугудам;
5) аримаспы;
6) массагеты.
Образ жизни саков был оседло-кочевой. Многие племена занимались скотоводством, коневодством и разводили верблюдов. Но эти племена еще и много воевали, захватывали пленных, которым потом превращали в рабов и использовали в домашнем хозяйстве.
Саки также занимались торговлей с другими народами, например: с народами Алтая, Сибири, Европы и Востока.
В 7-ом - 3-ем веках до н. э. сакские племена объединились в союзы, во главе которых стояли верховные вожди. Этих вождей называли царями. Цари избирались на совете всех вождей. Именно цари распределяли между племенами пастбища и другие земли. А ещё цари считались посредниками между небом и землёй и озвучивали народу волю богов.
В племенах саков женщины пользовались одинаковыми правами с мужчинами. Из женщин тоже выбирали на совете вождей цариц.
В племенах саков было четыре группы населения: воины, жрецы, земледельцы и скотоводы. Вождей и царей выбирали только из сословия воинов. Каждой группе соответствовал свой цвет одежды: воинам - красный, жрецам - белый, земледельцам - жёлтый, скотоводам - синий.