Письменность у восточных славян зародилась ещё до принятия ими христианства. Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. Славянская письменность во второй половине IX века и в X веке проникла на Русь. Крещение Руси дало мощный толчок развитию письменности, грамотности. На Русь со времен Владимира стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии и Болгарии. При церквях и монастырях были открыты школы. Обучение велось на родном языке; учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счёту. Появились, особенно в правление Ярослава Мудрого и его сыновей, многочисленные переводы греческих и болгарских книг. В основном переводились византийские церковные книги, жизнеописания христианских святых, исторические сочинения. В XI веке многие грамотные русские люди с удовольствием читали популярные в те времена сочинение «Александрия», в котором были собраны легенды и предания о подвигах Александра Македонского. Первые русские книги были рукописными и очень дорогими. Листы книг изготавливались из специально выделанной телячьей кожи. Каждая буква в них была тщательно выписана по строгим правилам – уставу. Книги украшались небольшими изящными картинками, иллюстрирующими текст,- миниатюрами. Заказчиками книг могли быть только самые богатые люди.
Революция xvii в. была громовым ударом, возвестившим рождение нового общественного строя, пришедшего на смену старому порядку. она была первой буржуазной революцией общеевропейского значения. провозглашенные ею принципы впервые выражали не только потребности , но и потребности всей тогдашней европы, развитие которой вело объективно к установлению буржуазных порядков. победа революции означала « буржуазной собственности над феодальной, нации над провинциализмом, конкуренции над цеховым строем, дробления собственности над майоратом, господства собственника земли над подчинением собственника земле, просвещения над предприимчивости над героической ленью, буржуазного права над средневековыми привилегиями богатое идейное наследие революции служило арсеналом, из которого черпали свое идеологическое оружие все противники отживавшего средневековья и абсолютизма. но революция была революцией буржуазной, которая в отличив от революции социалистической приводит лишь к смене одного способа эксплуатации трудящихся другим, к замене господства одного эксплуататорского меньшинства другим. в ней впервые с полной отчетливостью вскрылись основные закономерности, присущие всем буржуазным революциям, и первая из них — узость буржуазии, ограниченность ее революционных возможностей. важнейшей движущей силой революции, как и всех других революций, были трудящиеся массы. только их решительному выступлению революция смогла одержать победу над старым строем. однако в конечном итоге народные массы оказались обойденными и обманутыми, и плоды их победы достались в основном буржуазии. наряду с этими общими всем буржуазным революциям чертами революция xvii в. имела и специфические, только ей присущие особенности, главным образом своеобразную расстановку классовых сил, которая в свою очередь определила ее конечные социально- и политические результаты.
к 1914 году принят был закон о компенсации за производственные травматизм