образование ханства абулхаира, его территория. в конце годов xv века после распада белой орды между потомками жошы развернулась феодальная междоусобная борьба за власть. центральные, западные и северо-западные районы казахстана стали самостоятельными владениями. правители этих владений
выдвинули на ханский титул султана абулхаира, которого в 1428 году избрали ханом. абулхаир являлся потомком шайбани хана, пятого сына жошы хана. как сообщалось в письменных источниках, шайбани хан участвовал в семилетием походе вату в восточную европу. за службу вату выделил в шайбани хану
земли и жившие на них племена нейманов, буйруков и карлуков. эти племена летом кочевали у под- ножий уральских гор, вдоль рек тобол, иргиз и урал (яик). зимова- ли в приаралье, у побережий рек чу и сарысу, а также в нижнем течении сырдарьи. на этих землях был создан улус шайбани.
после того,
как правителем улуса стал абулхаир, политическое положение и влияние ханства окрепло. рано лишившись родителей, абулхаир воспитывался у хана жумадыка. с юных лет хан брал его с собой в походы. во время одного из таких походов па мангытов хан погиб, а 16-летний абулхаир попал в плен. но по решению
мангытских биев его освободили из плена. абулхаира, наделенного незаурядным умом и мужеством, в 17 лет более 200 правящих представителей родов и племен в 1428 году избрали ханом. судя по письменным источникам, это новое ханство несколько раз меняло свое название: «узбекский улус», «узбекское
ханство», «улус шайбани» и «улус абулхаира». поъричине того, что территория улуса в основном была кыпчакской и население состояло преимущественно из кыпчаков, его называли и кыпчакским ханством. в период правления абулхаира в течение более чем 40 лет за ханством закрепилось название ханство
абулхаира.
территория ханства абулхаира с запада простиралась от урала (лика) до на востоке, с юга от аральского моря и нижнего течения сырдарьи до среднего течения тобола и иртыша на севере.
этнический состав населения. о первоначальном составе населения ханства можно судить по
тому, что хан вату передал хану 111ийбани в тюркоязычные племена найманов, буйру- ков и карлуков. кроме того, в избрании абулхаира ханом принимали участие правители более 20 племен. среди них были такие известные тюркоязычные племена, как кият, мангыт, украш-най- ivuih, уйсун, конрат и другие. в
летописи «девяносто два ответвления узбеков» говорится, что в этнический состав ханства абулхаир входили 92 рода и племени. по письменному свидетельству арабского рузбихана исфахани (начало xvi века), в этом ханстве жили кочевые узбеки, каракалпаки и казахи. самые многочисленные из них,
отделившись, стали формироваться как самостоятельные народности.
с точки зрения правовой раб не считался личностью. он не имел семьи; семейные отношения рабов и рабынь не считались браком; дети рабыни рассматривались как приплод, принадлежавший ее хозяину. рабы находились в полной власти своего хозяина. рабовладелец мог заставить раба заниматься тем или иным
ремеслом, мог его продать или убить.
лишь позднее право рабовладельца убивать раба было ограничено законом. в аттике, например, запрещалось убивать раба. но ареопаг, обычно судивший уголовные преступления, как уже указывалось, не ведал делами об убийстве рабов, и убийца раба
присуждался лишь к временному изгнанию: он мог вернуться обратно, принеся искупительную жертву и выплатив пострадавшему рабовладельцу «цену крови».
когда произвол хозяина становился невыносимым, раб мог воспользоваться «правом убежища». таким убежищем, например, был в афинах так
называемый тесейон (храм гефеста) и святилище евменид. пока раб находился в убежище, он считался неприкосновенным. по аттическому закону раб, прибегнувший к покровительству божества, уже не возвращался прежнему хозяину, а перепродавался в другие руки.
раб не мог вести самостоятельно
никаких дел, и в случае, если суду нужны были его показания, они давались под пыткой, так как раб, по воззрениям греков, не мог, подобно свободному человеку, давать присягу; доверять же просто показаниям раба не считалось возможным. для раба налагаемый судом штраф заменялся бичеванием, причем один
удар плетью приравнивался к драхме. если раб действовал с ведома господина, он подвергался пятидесяти ударам плетью, если без ведома — ста. раб, замешанный в убийстве, подвергался смертной казни.
побои и истязания рабов были обычным явлением. по требованию господина раба заковывали в
кандалы, заключали в низкие и узкие темницы, так что он не мог ни выпрямиться, ни лечь, ни сесть; рабов вытягивали на блоках различных форм, лишали пищи, отправляли на тяжелые работы (на мельницу или в рудники); у беглых рабов на лбу выжигали клейма.
в афинах рабы находились в
относительно лучшем положении, чем в других греческих государствах. опасения того, что поставленные в невыносимые условия рабы легко могут восстать, к вмешательству государства во взаимоотношения рабов и рабовладельцев и запрещению самочинных расправ с рабами.
такое положение
афинских рабов возмущало противников демократии. « велика в афинах распущенность рабов и метеков, и нельзя тут побить раба, и он перед тобой не посторонится», — жаловался автор псевдо-ксенофонтовой «политии», выражая мнение наиболее реакционных афинских рабовладельцев.
можно также
предполагать, что и в отношении к рабам афиняне проявляли большую гуманность, чем рабовладельцы других городов. например, в комедиях аристофана нередко можно встретить в числе действующих лиц раба, поучающего своего хозяина.
нельзя забывать, однако, что большинство наших сведений
относится к рабам государственным, положение которых было значительно лучше, чем рабов других категорий.