Культура Казахстана XV-XVH в.в. вобрала в себя все особенности культуры предшествующих времен. Вместе с тем, в ней вырабатывается самобытность, закрепляются и консервируются черты материальной и духовной культуры. Несмотря на то,,что территория Казахских ханств в XV-XVII в.в. охватывала и оседлые районы Средней Азии, специфика его культуры была определена прежде всего кочевым образом жизни, что отразилось на жилищах, на формах одежды, в представлениях об окружающей природе, в устном народном творчестве и искусстве.
Жилище казахского народа - замечательный памятник материальной культуры. Оно и его убранство были максимально при к кочевому и полукочевому образу жизни казахов. Основным видом жилища в это время являлась Ц.повозка - передвижное жилище.
Юрта - разборное жилище, изготовленное из дерева и войлока. Она состояла из "кереге" - остова (деревянной решетки), сферического купола - "шанырак", радиально расположенных жердей "уык". Размер юрты зависел от количества крыльев - канатов. Юрта, состоящая из двенадцати крыльев, имела площадь» в 100-120 кв. м.
Для Казахстана XV-XVII в.в. характерны также полуседлые и оседлые стационарные жилища. Большинство таких жилищ, как жер уй, шошала, кора выявлены на юге Казахстана. Огромное значение в жизни казахов имели долины рек Сырдарьи, Таласа и Чу, бассейны Тургая, Ишима и, Иртыша, где находились их главные зимние стоянки.
В народном костюме казахов отразились древние традиции, связанные с этническими, экономическими и климатическими условиями. Одежда изготовлялась из сукна, шерстяных и шелковых тканей, войлока и мехов. Особой ценностью у казахов пользовались шкуры куланов, сайги и тигров, меха ,енота, соболя, куницы, горностая. Из шкур шились шубы. Шубы из меха пушных зверей назывались "ишик1' и различались по покрытию: меховая шуба, покрытая шелком- "бас тон", синим сукном - "кок тон", парчой - '"барша тон".
Казахское оружие было разнообразным; Из особой стали делали кривые сабли - "кылыш"; мечи - "себеле", палаши - "семсер". Широко использовались шпаги - "сапы", кинжалы - "канжар'У длинные ножи с изогнутым клинком - "жеке ауыз", длинные узкие ножи - "буйда пышак". Наиболее распространенным оружием были лук - "садак" и стрелы.
С конца XVII в. стали использовать и ружья, частично купленные в городах Средней Азии, частично изготовленные самими казахами. Ружья были нескольких видов: с фителем и украшенные насечкой серебром или без насечки, с коротким стволом. Короткоствольные ружья, стреляющие на семьсот метров, назывались "козы кеш". Порох, пули казахи изготавливали сами, частью покупали у соседей. Таким образом, материальная культура казахов отличалась самобытностью, оригинальностью, отражала особенности хозяйственной жизни народа, основывалась на традициях культуры предшествующих поколений степных скотоводов. Хозяйственно- экономический уклад казахов, их пища, одежда были наиболее при к тем природным условиям, в которых они жили.Акы́н (кирг. Акын, каз. Ақын) — поэт-импровизатор, поэт и певец у тюркоязычных народов Средней Азии, в частности, у казахов, кыргызов, ногайцев и каракалпаков. Есть похожие народные певцы — жыршы (ырчы) (сказители) и оленши (песенники), но, в отличие от акынов, они исполнители, а не создатели произведений. Стихи акыны читают нараспев под звуки (домбры, комуза) — струнного щипкового инструмента с овальным корпусом, грифом и тремя (двумя) струнами.
Жыра́у (от каз. жыр — песня, стихотворение[1]) — народный поэт и певец в казахской поэзии. Данный термин упоминается в источниках с XV века. В отличие от жыршы, жырау является не только исполнителем, но и автором произведений. Певцы-жырау считаются родоначальниками казахской литературы
Жоқтау немесе элегия (гр. ἐλεγεία – жоқтау) — дауыс қылу деп те аталады, қазақ халқының әдет-ғұрпында адам қайтыс болған күннен бастап оның жылы өтіп, асы берілгенше жоқтау айтылады. Қазаны естіген жанашыр туыстар ауылға “ой,бауырым" деп ат қойып шауа келіп, атынан жығыла түсіп, жақындары жоқтау айтып, қайғылы сарынмен көріседі.
На ЮГ - отдельно от христианства - к Аравийскому полуострову – Ислам (начиная с 7 в. н.э.).
Расширение числа послушников в западной Европе - было важнейшей целью аббатств (монастырей). Ведь аскетизм в западной Европе был весьма себе "двояким" - с одной стороны послушник молится богу, однако он же рубит леса для освоения земель и все дальше и дальше отодвигает "границы" влияния конфессии (речь не только про землю, монахи делали все - от чая настоятелю, до мозаики и стекол часовен). Успешность западных стран в торговле (Голландия-Нидерланды), в колонизации новых земель, в уровне свободы граждан (можно выделить "Тосканское маркграфство (около 1081г)", Францию, которая раздавала хартии целым городам, Фландрию и пр.), в науке (например, водяные мельницы, 10ная система исчисления, 1202г. - Фибоначчи в "книге об абаке») - придавала серьезный вес и религии этих стран - католичеству.
Крестовые походы, несли с собой все больше и больше новых послушников для аббатств. Однако люди и сами бежали от обременительных ограничений со стороны своих царств, ища в городах, аббатствах и т.п.
От того важным представлялось объединение всех своих граждан из общин в царство, чему единая религия, культура. Более того, расширение торгово-политических отношений шло успешнее при исповедании общей религии (в пример можно взять Византию и Русь). Язычество было крайне опасно как на востоке, так и на западе, так как преследовалось инквизицией (на Руси в начале 13в. за это лишали жизни).
Выделим очевидные предпосылки к монотеизму в средние века:
1.Необходимость в преодолении разобщенности (пример – Русь после принятия христианства);
2.Привилегии в торгово-политической деятельности;
3.Опасение за жизнь, если проповедуешь язычество (на Руси было опасно быть еретиком в широком смысле слова);
4.Этническое самосознание (например, консолидация древнерусского сознания после принятия христианства).
Давайте отметим и тот факт, что принятие христианства на Руси – принесло с собой славянскую письменность (летописец Нестор писал: «Бе один язык словенеск… А словеньскый язык и рускый одно есть»).