Это следующие учения: либерализм, консерватизм, социализм, коммунизм.
Либерализм обязан своим появлением буржуазным революциям, таким, как Великая Французская и Американская революция, а также эволюционному развитию капиталистического строя в таких странах, как Великобритания. Либерализм был наиболее выгодным учением для растущего класса буржуазии, так как либералы отстаивали свободу торговли, демократическое общественное устройство и отмену феодальных привилегий.
Консерватизм возник как реакция на появление либерализма. Консерваторы 19 века выступали за монархию, аристократию и сохранение феодальных привилегий. Со временем смысл консерватизма изменился, и современные консерваторы уже не выступают за эти ценности, сейчас он превратился в более старую версию либерализма.
Социализм и коммунизм возникли в результате роста рабочего класса и осознания им своих интересов. Коммунизм (марксизм) - появился как разновидность социализма, созданная Марксом и Энгельсом, со временем развился в самостоятельную идеологию, настроенную на революцию, в то время, как социалисты стали социал-демократами реформистского пути.
На практике жизне показали либерализм, социализм и коммунизм. Из них либерализм стал наиболее успешным и победил все остальные, распространившись на всю планету и став стандартной идеологией нашего времени. Коммунизм, однако, привел к появлению СССР и социалистического лагеря, роль которых в истории трудно переоценить.
Суверенизация отдельных земель, с одной стороны, имела положительные последствия. Почти прекратились перемещения князей в поисках более богатого и более почетного престола, и, следовательно, власть стала более эффективной.
С другой стороны, каждая из земель, взятая в отдельности, не имела достаточных людских и материальных ресурсов для защиты своего суверенитета. Поэтому русские княжества были завоеваны монголо-татарами во время похода на Русь хана Батыя в 1237-1240 гг.
Насильственное включение русских княжеств в мир политических отношений, сложившихся в кочевой империи монголов, отрицательно повлияло на внутреннее развитие русских земель, обусловило значительные отличия местных государственно-политических традиций от европейских. В монгольском обществе власть верховного правителя была абсолютной и требовала от подданных беспрекословного подчинения. Став вассалами ханов, русские князья заимствовали политические традиции подданства в своих взаимоотношениях с феодалами. Это замечание касается в первую очередь земель Северо-Восточной Руси, составивших ядро будущего Московского государства.