1) Дело Пастернака – за публикацию на Западе запрещенного романа, под названием «Доктор Живаго». Его присудили за этот роман Нобелевскую премию, от которой он был вынужден отказаться, потому что он попал в опалу и мог быть выслан из страны. Кстати, из Союза писателей по распоряжению Хрущева, его исключили моментом.
2) Под запретом были и другие писатели, и поэты: Солженицын, Вознесенский, Евтушенко, Паустовский и многие другие. Их произведения поднимали опасные темы и подвергались резкой критике за: «идеологическую сомнительность», «недооценку руководящей роли партии», «формализм» и т.д.
3) Многие скульпторы, художники, режиссеры, философы и историки, «опьянев» от свободы творчества, подвергались официальным «ограничителям». Из них можно выделить Э. Неизвестного, Фалька, Хуциева и многих других.
Необходимо сказать, что пределы «оттепели» в культурной жизни были ограничены работой только в одном направлении – социалистический реализм. Все остальные работы относились к вредным и приобретали статус «идейных шатаний».
3.Важнейшей реформой, осуществленной Н.С. Хрущёвым в 1958 — 1964 гг., стала и реформа
системы народного образования.
Советская школа недостаточно гибко реагировала на быстрый прогресс науки и техники, изменения в производстве. По точному определению известного педагога В. А. Сухомлинского, средняя
школа «вместо того, чтобы быть единой и разнообразной, стала единой и однообразной». За весь послевоенный период система управления школой практически не менялась. Выпускники средней школы неохотно шли работать на производство, считая такой труд не престижным. В то же время в середине 50-х годов вузы могли принять лишь 450 тыс. выпускников средней школы из более чем 1,5 млн. Большинство из них не было готово к работе на заводах и в колхозах.
Парадокс заключался в том, что именно в эти годы народное хозяйство испытывало
нужду в рабочих руках, так как в трудо возраст вступило малочисленное
поколение родившихся в годы войны.
Таким образом, реформа образования должна была снять возникшее противоречие
между всеобщим стремлением к высшему образованию и потребностями экстенсивной
экономики в новых рабочих руках. Первые попытки политехнизации школы в 1954 и
1955 гг. не увенчались успехом. Два с лишним года шла в обществе дискуссия о
том, как на практике приблизить школу к жизни. Наконец, в 1958 г. был принят
Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы
народного образования в СССР. Согласно закону, осуществление всеобщего
среднего образования (одиннадцатилетнего) оставалось важнейшей задачей, но
средняя школа приобретала «политехнический профиль». После получения всеобщего
обязательного восьмилетнего образования молодежь должна была «включаться в
посильный общественно полезный ТРУД», и все дальнейшее обучение
связывалось с производительным трудом в народном хозяйстве.
Все желающие получить полное среднее образование должны были учиться либо в
средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным
обучением, либо в среднем профтехучилище (техникуме), либо в вечерних
(сменных) и заочных школах рабочей и сельской молодежи. Учеба в вузах также
максимально совмещалась с работой на производстве.
С самого начала осуществление реформы натолкнулось на многочисленные
трудности. Материально-техническая база школы оказалась не подготовленной к
реализации задач производственного обучения. В абсолютном большинстве школ
выбор профессий был невелик и чаще всего носил случайный характер.
К осени 1963 г. стало очевидным, что средняя школа не годится в качестве
основного источника пополнения предприятий и строек квалифицированными
кадрами. Не оправдали себя и заочные и вечерние формы среднего образования.
На практике основная масса желающих получить среднее образование избирала
одиннадцатилетнюю общеобразовательную школу. Общий уровень подготовки
учащихся понизился. Упал интерес к гуманитарным предметам.
Итог реформы оказался неутешительным: общеобразовательный потенциал общества
снизился. С осени 1964 г. средняя школа вновь стала десятилетней.
О Усех-немтут, являющийся в Иуну, я не чинил зла! О Хепет-седежет, являющийся в Хер-аха, я не крал! О Денджи, являющийся в Хемену, я не завидовал!
О Сед-кесу, являющийся в Ненинисут, я не лгал!
О Уди-несер, являющийся в Хет-Ка-Пта, я не крал съестного!
О Керти, являющийся на Западе, я не ворчал попусту!
…
Клятва на суде Осириса:
И умерший, подняв правую руку в знак того, что он клянется говорить только правду, оглашал перед судейской Эннеадой свою оправдательную речь — «Исповедь отрицания»:
Я не совершал несправедливостей против людей.
Я не притеснял ближних.
Я не грабил бедных.
Я не делал того, что неугодно богам.
Я не подстрекал слугу против его хозяина.
Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии.
1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.
Так он перечислял сорок два преступления, клятвенно заверяя богов, что ни в едином из них он не виновен.
А судьи по-прежнему были бесстрастны. Тщетно умерший заглядывал им в глаза в надежде угадать свою участь. Следовал приказ повернуться лицом к Малой Эннеаде и произнести «Вторую оправдательную речь».
Видно, что и в клятве на суде Осириса и в заповедях данных Миосею повторяются «общечеловеческие» запреты: чти Бога/богов, не убивай, не лги, не кради, не завидуй попусту, уважай родителей и т.п.