Взаимодействие экономики и культуры позволяет выяснить связь между характером экономических преобразований, происходящих в стране, и механизмами социокультурной, т. е. ценностно-нормативной регуляции жизнедеятельности и поведения людей.
Социально-экономическое развитие и другие перемены в обществепредполагают усвоение людьми новых знаний, идей, норм, ценностей, образцов и моделей поведения. Это становится возможным при активизации механизмов социокультурного регулирования поведения и деятельности людей, позволяющих передавать и распространять прогрессивный опыт и информацию для усвоения личностью. Такое регулирование облегчает и ускоряет усвоение ценностей и норм, что обеспечивает комфортное существование в изменившихся экономических условиях. В условиях перехода к рыночным отношениям происходит внедрение механизмов социокультурного регулирования поведения и деятельности людей, позволяющих перестроить привычную установку ожидания государственных благ на проявление собственной активности и инициативы для обеспечения своего благополучия. Различные регулирования деятельности и поведения людей рассматриваются как `традиционные` и `рациональные`. К традиционным относятся регулирующие взаимоотношения людей во всех сферах жизнедеятельности через передачу знаний, ценностей, норм и образцов от поколения к поколению в устной форме, в виде обычаев и традиций. Ценности и нормы осваиваются в процессе деятельности и непосредственно в социальных отношениях людей. В процессе труда и быта передаются жизненный опыт, умения и навыки, взгляды на природу и общество, нормы взаимоотношений, критерии оценок окружающей действительности. Все это связано с народной культурой, хранительницей социокультурных ценностей, накопленных на протяжении многих столетий.
В первых семи тезисах Лютер утверждает, что покаяние, к которому призывает Иисус Христос, совершается не в акте таинства, но длится всю жизнь христианина и заканчивается оно только с вхождением в Царствие Небесное (4 тезис). Истинное отпущение грехов совершает не римский папа, а сам Бог (6 тезис). В последующих десяти тезисах Лютер критикует католический догмат о Чистилище, которое как бы стирает значение смерти (13 тезис). В тезисах 21-52 Лютер доказывает недействительность индульгенций, ибо лишь Бог (вернее Его произволение) ведает нашим тезис — основа монергизма). Кроме того, купив индульгенцию, грешник не имеет гарантий, что он действительно тезис). Цель индульгенций обретается не покупкой отпустительной грамоты, а искренним раскаянием (принцип Sola fide). В последующих 20 тезисах Лютер утверждает приоритет Слова Божия (лат. verbum dei) и Евангелия над индульгенциями (55 тезис). «Истинное сокровище Церкви, — пишет он в 62 пункте, — это пресвятое Евангелие о славе и благодати Бога (лат. verus thesaurus ecclesiae est sacrosanctum evangelium gloriae et gratiae dei)», которое Бог явил на кресте (68 тезис). Этим закладывается принцип Sola Scriptura. В последних 20 тезисах Лютер утверждает, что у римского папы нет никаких особых прав отпускать грехи (75 тезис). В противном случае, почему он до сих пор не отпустил всем грехи? (82 тезис) Лютер также не считает строительство храма св. Петра оправданием для индульгенций (86 тезис). В заключении он закладывает основы теологии креста, согласно которой на небо следует входить не деньгами, а скорбями (94-95 тезисы).