Культура — совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей. Древнерусская культура была подчинена единому стилю— стилю, господствовавшему в Византии и в странах ее культурного влияния. На Руси развивается монументальное каменное зодчество. Первой каменной постройкой была Десятинная церковь,возведенная в Киеве в конце X века Преображенский собор в Чернигове, Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке отличаются от византийских сохранностью традиций русского деревянного строительства дохристианской эпохи: многокупольностью, шлемовидными куполами и др. Из Византии на Русь пришли и новые для нее виды монументальной живописи — мозаика, фреска и иконопись. Принятие христианства широкому распространению и быстрому развитию письменной культуры, о чем свидетельствуют берестяные грамоты, найденные при раскопках в Новгороде и других городах. Вместе с богослужебными книгами и богословской литературой на Русь из Болгарии, принявшей христианство на120 лет раньше, проник и межславянский литературный язык — старославянский. Сформировался древнерусский литературный язык — язык деловойписьменности, исторической и повествовательной литературы. На нем написаны русские летописи, «Русская Правда», «Словоо полку Игореве», «Поучения»Владимира Мономаха и другие литературные памятники. По инициативе Ярослава Мудрого создается летописный свод 1093 года. Правомерно рассматривается как введение в русскую историю, как энциклопедия древнерусской жизни IX—XII веков, «Повесть временных лет». Специально для князя Святослава Ярославича были написаны дошедшие с XI века до нашего времени «Изборники», которые содержали рассуждения о некоторых философских категориях: сущности, случайного, рода,вида, количества, качества и т. д. Русь была знакома и с трудами юго-западных, восточных авторов.Центрами древнерусской культуры были города с их ремесленным производством.В 1Х-Х веках насчитывалось 25 городов, в XI веке — 89, к концу XII века — 224. В городах трудились ремесленники различных специальностей (до 70). Большие успехи были достигнуты в выплавке и обработке металлов. Высоко ценились кольчуги, русские мечи, ювелирные украшения.Развивалось школьное образование. Школы для детей бояр создавались при Владимире.Ярослав Мудрый открыл школу в Новгороде для детей старост и духовных лиц. В школах подготовки к государственной и церковной деятельности наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика, географические и естественные науки.Быт в Киевской Руси имел существенную разницу в образе жизни людей различных районов страны (по торговым путям жили значительно лучше), городов и деревни, верхушки и основного населения.Одежда знати по покрою (рубахи, юбки, штаны, свитки и плащи) походила на крестьянскую, но была, конечно,иного качества, с дорогой отделкой. В богатых усадьбах имелись терема, хозяйственные постройки, срубы для слуг, ремесленников. Были и каменные княжеские дворцы.Крестьяне жили в небольших домах: на юге это были полуземлянки, у которых даже крыши были земляные, а на севере и по лесам строились срубные наземные постройки, с деревянными полами. Печи топились по-черному. Основу внутреннего убранства составляли лари и лавки.Развлечением знати были охота и пиры, на которых решались многие государственные дела. Всенародно и пышно праздновались победы в походах. На эти пиры съезжались посадники и старейшины со всех городов и бесчисленное множество народа. Организовывались и общинные пиры(братчины).Повседневная жизнь славян широко отражалась в фольклорном творчестве (песни, сказки, былины,пословицы, загадки).
Хозяйственная и повседневная жизнь в Древнем КитаеКитайские крестьянеСо II в. н. э. начинается быстрое прикрепление крестьян к земле. Крестьянские хозяйства стали производить всё необходимое для себя сами. Отпадает потребность в товарообмене между поселками. Это привело к почти полному прекращению торговли на всей территории государства Хань. Из обращения изымают деньги, в которых теперь не было надобности.Фактически происходило зарождение феодальных отношений. В Китае этот процесс начался на много веков раньше, чем в Европе.Феодальные отношения — новые общественные отношения, которые предусматривали эксплуатацию не рабов, а зависимых крестьян.В это время возникает обычай подписания мирных соглашений «о мире и родстве». В 162 г. н. э. был заключён договор, который провозглашал Хань и Сюнну равноправными соседними государствами.Есть два основных типа отношений между государствами, которые характеризуют древнекитайскую цивилизацию. Первый тип («диго») — равноправие государств, которое обеспечено «клятвенными договорами» (мен), заключенными перед духами. Второй тип — наличие заложников. Это обычная форма отношений Ханьской империи с соседними странами. Заложники были своего рода гарантами того, что страна, где их захватили, полностью подчиняется императору.
Дворянство было главной опорой не только первых Романовых, но и последних Рюриковичей, потому что они были наиболее верны и преданы государю. В отличие от бояр, дворяне имели землю не на наследственном (вотчинном) праве, а на условном (поместном). То есть дворянин имел землю с крестьянами только пока служил. Следовательно, он экономически целиком и полностью зависел от монарха. Бояре же были материально независимы. Во-вторых, боярство претендовало на долю государственной власти, стремясь ограничить всевластие царя. У дворян таких поползновений не было и быть не могло в принципе. Дворяне никогда не были в оппозиции к царю и были кровно заинтересованы в усилении самодержавной власти. Дворянство в целом - вооруженная и хорошо организованная сила, поэтому цари и стремились опираться на это сословие в первую очередь.