С начала II тысячелетия до н.э. на территории Казахстана жили арийские племена, которые относились к индоевропейской языковой и культурной общности. В I тысячелетии до н.э. их преемниками стали саки.
В эпоху раннего железа наряду с археологическими памятниками - курганами, могильниками, поселениями появились письменные источники о древних насельниках Казахстана. Это персидские источники и прежде всего Авеста - проповеди Заратустры, основоположника зороастризма - древнейшей религии мира с верой в единого бога, самой древней из мировых религий откровения, религий, полученных пророком от Бога. Зороастризм во многом повлиял на иудаизм, буддизм, христианство, ислам и был господствующей религией величайших цивилизаций древности и средневековья. Заратустра - арий из рода Спитамы жил между 1500-1200 годами до н.э., по другим данным - в начале I тысячелетия до н.э., или в промежутке VIII - VI веков до н.э., или более неопределенно - в конце 11 - начале I тысячелетия до н.э. в степях Казахстана к востоку от Волги.
В Авесте кочевые племена, населявшие степные просторы севернее бактрийцев, согдианцев, хоремийцев, то есть Казахстана именовались "туры с быстрыми конями". В древнеперсидских текстах те же племена назывались именем сака, или саки. Например, две с половиной тысячи лет назад была сделана Бехистунская надпись иранского царя Дария I, где народы жившие к северу от Сырдарьи названы саки. В персидских источниках назывались имена сакских племен и групп племен. В их числе саки парадарайя - заречные (заморские) саки, тиграхауда - носящие остроконечные шапки, обитавшие в низовье Сырдарьи и Амударьи, хаомоварга - изготавливавшие напиток хаома, обитавшие в Прибалхашье, аримаспы - стерегущие золото грифов, расположившиеся на Алтае и в Восточном Казахстане.
Сведения о древних насельниках Казахстана содержатся в античных источниках в трудах древнегреческих и римских летописцев. И прежде всего в "Истории" "отца истории" Геродота, написанной в конце 40-х, начале 30-х годов V века до н.э., состоявшей из 9 книг, где в 4-ой книге описывались племена Евразии, в том числе и Казахстана. Так же сведения по истории Казахстана содержатся в работах Полибия, Плиния, Птолемея, Стробона. Древнегреческие и латинские источники саков называли скифами, упоминали имена племен: массагеты в междуречье Сырдарьи и Амударьи, савроматы (позднее сарматы) - на западе Казахстана, а также исседоны, аргипейи, саракаулы и другие. Это были племена одной культурной общности, которая сложилась на степных просторах от Хуанхэ до Дуная, они составляли единый, родственный по языку и этнокультурному складу массив племен и родоплеменных подразделений. Саки были достойными соперниками таких могучих держав как персидское государство Ахеменидов, Ассирия, Урарту. Сведения о саках содержатся в Библии. Имеются сведения о сакской царице Зарине, успешно сражавшейся с мидянами за первенство над Парфией. О походе персидского царя Кира в 530 году до н.э. против саков за Амударью, когда персы потерпели сокрушительное поражение от массагетов под руководством царицы Томирис, сам Кир погиб в сражении. Преемником Кира стал Дарий I, который в 519 году до н.э. совершил поход против саков, "носящих остроконечные шапки". Известно имя вождя саков Скунха, который оказывал сопротивление персам. В 518 году до н.э. Дарий I опять совершил поход против саков. По сведениям древнегреческого историка Полиена во время похода сак по имени Ширак изуродовал сам себя, представился обиженным соплеменниками, вошел в доверие к персам и завел их в безводную пустыню, где большинство участников похода погибло.
Саки древнего Казахстана играли важную роль в мировой политике того времени, были активными участниками исторических событий. Так, в составе персидского войска Кира саки участвовали в войне с мидийским царем Крезом. При Дарий I саки входили в его могучую гвардию в число так называемых "десяти тысяч бессмертных". Они сражались на стороне персов в греко-персидских войнах. В битве при Марафоне в 490 году до н.э. саки находились в центре боевого построения персов. В битве при Фермопилах в 480 году до н.э. саки в составе войска Ксеркса сражались против спартанцев царя Леонида.
Сре́дние века́, или Средневеко́вье, — период истории Европы и Ближнего Востока, следующий после Античности и предшествующий Новому времени[1]. Историки предлагали разные хронологические рамки для этого периода, основными из которых были 500—1500 и 500—1800. Кристоф Келлер
Первоначально деление истории на античную и новую было введено Франческо Петраркой в 1330-х годах — первая была дохристианской, вторая — христианской[2]. Для обозначения периода после конца Античности до Возрождения Петрарка использовал термин «тёмные века»[3]. Современное деление на три периода — Античность, Средние века и Новое время — появилось в работах гуманистов XV века, для которых Средние века казались периодом одичания античного мира, а Новое время — периодом Возрождения. Такая трихотомия стала стандартной в XVII веке после работ Кристофа Келлера[4]:8.
Первым употреблением термина «Средние века» считается ævum medium (с лат. — «средний век») Флавио Бьондо в 1453 году. В XV—XVI веках этот период истории носил и другие названия: media tempestas (с лат. — «среднее время»; с 1469 г.), media antiquitas (с лат. — «средняя античность»; с 1494 г.), medium tempus (с лат. — «среднее время»; с 1531 года), saeculum medium (с лат. — «средний век»; с 1596 года)[5].
Временны́е рамки
Античность переходит в Средневековье после падения Западной Римской империи, а именно после переворота Одоакра в 476 году. Эта дата впервые использовалась в XIV веке, когда Леонардо Бруни разделил историю на Античность, Средневековье и Новое время, хотя и не использовал название «Средние века». 476 год традиционно используется как в западной, так и в российской медиевистике, хотя изредка граница и сдвигается к концу VII века (в частности, в Передней Азии и странах Северной Африки именно арабские завоевания считаются окончанием древней истории этих стран)[K 1]. Японскими Средними веками считают период с конца XII до конца XVI века [6].
Долгое время среди историков шла дискуссия в определении хронологических рамок Средних веков. Нижней границей выступали даты правления римского императора Константина Великого (306—337), разделения Римской империи на западную и восточную (395), падение Западно-Римской империи (476), появление остготов в Италии (493), правление византийского императора Юстиниана I (527—565) и другие. Верхней границей были даты начала книгопечатания Иоганна Гутенберга (первая половина XV века), падение Византийской империи (1453), открытие Америки Христофором Колумбом (1492), начало Реформации (1517) и другие[7][8][9]. Граница также зависела от страны, историю которой исследовали: так, английские историки иногда используют битву при Босворте (1485)[10], а испанские — захват Гранады (1492)[11].
Сторонники французской теории «долгого Средневековья» предлагают в качестве даты завершения конец XVIII века[12]. Официальная советская историография придерживалась такой же позиции, исходя из данных о развитии не правящей элиты, а простого народа[13]. Российская медиевистика относит окончание периода Средневековья к середине или концу XV — началу XVI века[4]:24—25.
В российской[4]:26—27, английской и немецкой историографии Средневековье условно делится на три основных периода:
Раннее Средневековье (конец V — середина XI века).
Высокое, или Классическое, Средневековье (середина XI — конец XIV века).
Позднее Средневековье или Раннее Новое время (XIV—XVI века).
В историографии романских стран выделяют только Раннее и Позднее Средневековья.
Популярным в научной среде остаётся тысячелетний период определения хронологических рамок Средневековья, условно от 500 до 1500 года[14].
Объяснение:
Христианство оказало влияние на все стороны жизни Руси. Принятие новой религии установить политические, торговые, культурные связи со странами христианского мира. Оно становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Но необходимо учитывать специфический “слободской” характер русских городов, где основная масса населения продолжала заниматься сельскохозяйственным производством, в незначительной мере дополненным ремеслом, а собственно городская культура сосредоточилась в узком кругу светской и церковной аристократии. Этим можно объяснить поверхностный, формально-образный уровень христианизации русских мещан, их невежественность в элементарных религиозных верованиях, наивное истолкование основ вероучения, столь удивлявшее европейцев, посещавших страну в средние века и в более позднее время. Опора власти на религию, как на социально-нормативный институт, регулирующий общественную жизнь, сформировала особый тип русского массового православия — формального, невежественного, часто синтезированного с языческой мистикой