в связи с новгородским мятежом иван iii принял решение о начале нового похода в новгородскую землю. 9 октября 1477 года московские войска выступили в направлении новгорода. новгородское войско не вышло из города. сопротивление новгородцев возглавила марфа борецкая — вдова посадника исаака борецкого и мать убитого в 1471 году посадника дмитрия борецкого. несмотря на то, что де-юре новгородским посадником был фома курятник, многие считают, что последней эту должность занимала именно марфа.
переговорычтобы облегчить свою участь, новгородцы вступили в переговоры с московским князем. однако иван iii на попытку новгорода договориться с ним ответил: «знайте же, что в новгороде не быть ни вечевому колоколу, ни посаднику, а будет одна власть государева, как в стране московской»[1]. тем временем город был расколот надвое: одни жители новгорода были готовы защищать его от москвичей, а другие — отказывались участвовать в отражениях атак московских воинов. нестабильность в новгороде сопровождалась начавшимся голодом. поняв, что московский государь настроен решительно, новгородцы в конце концов сдались. 13 января они объявили о подчинении новгорода великому князю, а 15 января московские войска во главе с иваном iii вступили в город.
итогпо прибытии в город москвичи не стали прибегать к массовым убийствам бояр, как семью ранее, а лишь выслали часть боярских семей на территорию московского княжества. в знак новгородского вече вечевой колокол — символ независимости новгорода — был увезён в москву. марфа-посадница в 1479 году была увезена из новгорода вместе с внуком и впоследствии пострижена в монахини. иван iii приказал конфисковать земли, принадлежавшие марфе борецкой, а также вотчины новгородскогоепископа и 6 крупных монастырей. существовавшая на протяжении трёх веков республика была ликвидирована.
По крайней мере формально, Европа вошла в шестнадцатый век, объединенная Католической церковью. Из Реформации она вышла уже с обилием различных евангелических общин и протестантских союзов, составлявших конкуренцию старой церкви и друг другу в вопросах веры и приверженности людей. Внешне Европа по-прежнему представляла собой христианский мир, общность верующих со схожими целями, вытекающими из схожей веры, но к концу этого периода открыто проявились самостоятельные интересы новых монархий и властей, выразившиеся во взрывной колониальной экспансии из устоявшихся границ чуть ли не во все части света. К началу столетия Европа имела жизне но географически ограниченную капиталистическую экономику с развитой аграрной основой - к концу этой эпохи капитализм широко распространился, и торговцы путешествовали по всему миру. Европа подошла к эпохе Реформации, все еще продолжая сохранять некоторую однородность церковной культуры и сияние вершин живописи и литературы итальянского Возрождения, а в ее конце стремительно продвигалась к новым основам светской культуры и современной науки.
Насколько революционной была Реформация? Эдуард Гиббон в конце второго тома своего монументального труда "История упадка и разрушения Римской империи" констатирует: "При непредвзятом рассмотрении мы скорее удивимся робости наших первых реформаторов, чем оскорбимся их свободой". Лютер признавал, что как ему самому, так и другим труднопреодолеть инерцию и взяться за критику устоявшихся обычаев. "Как справедливо говорят, что трудно избавиться от привычного и ''привычка - вторая натура''", - отмечал он. Более того, авторитетные реформаторы видели свою задачу в восстановлении славной древней веры, а не в нововведениях. Меланхтон полагал даже, что умеренные реформы предотвратят возможные гораздо более серьезные беспорядки. Движение, не ставившее революционных целей, тем не менее имело позднее весьма революционные последствия . Революции не создаются, революции допускаются. Полемика подтолкнула Лютера к более радикальным позициям, чем он изначально предполагал. Большая часть Европы была готова к тем историческим переменам, которые реализовали реформаторы. Леопольд фон Ранке, великий основоположник современной критической историографии, описал Реформацию как глубочайшую духовную революцию, которую человечество когда-либо претерпевало за столь короткий период времени. Поразительно, что Реформация имела скромные цели и радикальные последствия .