1. Реформа органов Центрального управления Петра I состояла в упразднении приказной системы и внедрении коллежской. Приказная система состояла из большого количества излишне бюрократизированных приказов, места в которых часто доставались некомпетентным дворянам за одно лишь происхождение. Коллежская система состояла из намного меньшего числа коллегий (их было всего 9), и должности в коллегиях доставались только за службу.
2. Указ о единонаследии был направлен на то, чтобы ликвидировать равный раздел вотчин между наследниками, а также упростить систему землевладения, слив понятия вотчины и поместья. Дробление вотчин приводило к обеднению дворянского сословия, "земельному оскудению". Петр I ввел для всех землевладельцев ту же систему наследования, что и для царского престола - по завещанию, назначению наследника.
3. Областная реформа была направлена на то, чтобы оптимизировать местные органы самоуправления. До реформы, в стране насчитывалось огромное количество небольших административных единиц - уездов, многие из которых совпадали по границам со старыми феодальными уделами. Управление таким большим количеством уездов было очень неудобным, для каждого требовался отдельный чиновничий аппарат - уездный воевода с его заместителями - товарищами. Петр I создал восемь губерний - Казанскую, Архангельскую, Московскую, Ингерманландскую, Киевскую, Смоленскую, Азовскую и Сибирскую (КАМИКСАС). Чиновничий аппарат присутствовал только в восьми экземплярах - по одному на губернию, управление же уездами внутри губерний (провинциями) было сильно упрощено и переведено в ведение губерний.
4. Городская реформа была направлена на то, чтобы придать городам право выбирать себе градоначальников - магистров. Тем самым благодаря этому новому праву городов развивалось местное самоуправление.
5. Церковная реформа была направлена на то, чтобы отменить патриаршество и, вместе с ним, самоуправление церкви. Главой церкви был объявлен, по протестанстскому образцу, сам Пётр I, а для управления церковными делами было создано государственное министерство - Святейший Синод. Тем самым начался синодальный период в истории Русской Православной Церкви, который продолжался до восстановления патриаршества в 1917 году.
Александр 1 был воспитан в либеральном духе. Его наставником с 1783 г. был швейцарец Лагарп, профессиональный юрист, последователь энциклопедистов. Для Александра Лагарп был не просто учителем, но и нравственным авторитетом. С детства ему привевали либеральные идеи. Это отразилось и на реформах,которые он проводил.Александр I взошел на российский престол, намереваясь осуществить либеральную реформу политического строя России путем создания конституции, гарантировавшей всем подданным личную свободу и гражданские права. Провёл умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным комитетом и М. М. Сперанским
в было много кочевых народов: гиксосы, кутии, амореи, арамеи, касситы, тюрки, сарматы, гунны, печенеги, половцы и др.
основное занятие кочевников – не земледелие, а скотоводство. они не имеют постоянных поселений, а кочуют вместе со своего скота. потому их жилища можно быстро сложить или перемещать целиком. они в основном едят не зерновые, а молочные и мясные продукты. используют не глиняную или деревянную посуду, а кожаные мехи.
земледельцы могут обойтись без продуктов кочевников, потому что сами разводят скот. кочевники не могут обойтись без продукции оседлых народов: им нужны изделия ремесленников, которые не сделаешь без постоянных мастерских. потому кочевники вынуждены либо выменивать у оседлых жителей необходимое, либо отбирать.
жизнь кочевников проходит в постоянных войнах. главное богатство земледельца – земля. чтобы её захватить, мало просто напасть, нужно ещё удерживать захваченное. главное богатство кочевника – скот. его можно отнять во время внезапного набега и просто угнать к себе. потому кочевые племена постоянно друг на друга и отбирают скот. потому в таких племенах все мужчины – воины, ведь свои набеги и отражение вражеских – это часть жизни племени.
таким образом, кочевники обычно более привычны к войне, чем земледельцы. кроме того, всё их войско состоит из всадников, в то время как у оседлых народов много пехоты, то есть кочевники в любой момент могут уйти от столкновения с таким войском и напасть тогда, когда им удобно. в этих условиях степные народы обычно предпочитают не выменивать у оседлого населения то, что им нужно, а отбирать. по этой причине соседство кочевых и оседлых народов почти всегда означает постоянные набеги первых на вторых.