Российское общество 17 век: служилые и тяглые
В 17 веке российское общество было разношерстным и было представлено несколькими группами, которые отличались своим положением в обществе и социальными связями между друг другом. И все группы делили на 2 категории: тех, кто служил государству и не платил налогов – служилые, и тех, кто платил налоги и работал сам на себя – тяглые. Тяглые называются так, только потому, что тягло означало налог.
Так, в 17 веке российское общество состояло из служилых и тяглых людей.
В свою очередь, тяглые также делились на тех, кто был свободен, но работал на земле или занимался ремеслом – лично свободных крестьян, и на тех, кто личной свободы не имел, то есть был закрепощен.
Те, кто был свободен и платил налоги государству, были черными людьми, а те, кто не был свободен и платил налоги хозяину или монастырю назывались белыми.
Соответственно, служилые были знатным сословием, а тяглые – незнатным.
Знатные россияне делились на удельных (родственников царя, они были князьями) и служилых (состояли из детей бояр и дворян в городе).
Но служилые были знатью только по отношению к тяглым россиянам. В остальном они были низшим сословием знати. Они не могли расслабиться как удельные князья, им нужно было всегда поддерживать свое положение, которое могло прекратиться, если служба царю прекратилась бы.
Жизнь крестьян в 16 веке не была завидной. Дело в том, что в 16 веке происходило активное закрепощение крестьян, соответственно, их жизнь становилась тяжелее.
Феодалы (еще не помещики) увеличивали налоги (точнее барщину и оброк), которые должны были платить крестьяне. Это делалось с 2 целями: 1) укрепить власть над крестьянами 2) увеличить собственный доход.
Закрепощение также прослеживается в другом. Если раньше у крестьян была возможность уходить от господ, то согласно Судебнику у них был только Юрьев день (а точнее, одна неделя). И крестьянин не мог просто уйти от феодала, ему требовался специальный «отказ» феодала, все его долги должны быть закрыты, а пожилое уплачено.
Затем в России выросла барская запашка, которая требовала использования большего количества людей. Поэтому феодалов и крестьян у них появилось больше. И появился вопрос о запрете Юрьева дня вовсе, что означало бы окончательное закрепощение.
Жизнь крестьян зависела также от типа, к которому человек относится. Он мог быть частновладельческим крестьянином, который работал бы на бояр и дворян, или черносошным крестьянином, который трудился бы на государство, или на монастырских крестьян.
К концу века положение крестьян и вовсе ухудшилось. Налоги были такими большими, что они попали «в долговое рабство», не могли выполнять тяжелую работу (особенно в монастырях) и оброки.