арь федор вступил на престол в полном согласии с традицией престолонаследия и в соответствии с завещанием ивана iv, но ни по личным качествам, ни по своим способностям не подходил на роль правителя страны.
согласно предсмертному распоряжению ивана грозного, при федоре был создан своего рода регентский совет, в состав которого вошли пять бояр: дядя царя никита романович захарьин-юрьев, князь иван федорович мстиславский, князь иван петрович шуйский, богдан яковлевич вольский и шурин царя борис федорович годунов.
столкновение между членами совета, разделенного на две противоборствующие группировки, было неизбежным. поначалу захарьин-юрьев, опираясь на московское дворянство и посад, попытался примирить служилых князей (шуйского и мстиславского) и выдвиженцев ивана iv (бельского и годунова). но бельский сразу же занялся опасными политическими интригами. тогда 2 апреля 1584 г. против него были инспирированы волнения московского посада и он был удален в ссылку - воеводой в нижний новгород.
в конце того же года юрьев заболел и отошел от дел, что резко обострило противоборство бориса годунова с шуйским. годунова поддержала приказная бюрократия во главе с думными дьяками андреем и василием щелкаловыми, сторонниками сильного централизованного государства. это позволило годунову избавиться от еще одного соперника - и.ф. милославского, отправленного в 1585 г. в кирилло-белозерский монастырь и насильно постриженного там в монахи.
в 1586 г. руководители боярского клана шуйских попытались, под предлогом бесплодия царицы ирины, добиться развода ее с федором ивановичем и отстранить тем самым б. годунова от власти. при этом они опирались на московских посадских людей. борису удалось подавить возникшие в столице в мае 1586 г. волнения, а вскоре и.п. шуйский и его братья были сначала сосланы в свои вотчины, затем перевезены в белоозеро и каргополь, где тайно умерщвлены. после этого с боярской оппозицией было покончено, и борис годунов мог теперь гласно стать регентом государства. он получил титул "правителя, слуги и конюшего боярина и дворового воеводы", ему боярской думой было предоставлено право внешних сношений. называли его "лордом-протектором россии".
правление федора ивановича: внутренняя политика.при федоре ивановиче вся власть была в руках правительства во главе с борисом годуновым. для укрепления положения государства правительство годунова на церковном соборе в 1584 г. добилось отмены податных льгот церкви и монастырей. в это же время проводится перепись земель для учета всего земельного фонда, в связи с чем запрещаются крестьянские переходы в юрьев день, а в 1597 г. издается указ о пятилетнем сроке сыска беглых крестьян. это было важным этапом в установлении крепостного права в россии, укреплявшим тем самым положение служилого дворянства. но крестьянин прикреплялся еще не к личности помещика, а к земле. кроме того, прикрепление касалось только хозяина двора, но не его детей и племянников. источник итернет
Брестская (Берестейская) церковная уния (1596) — решение ряда епископов Киевской митрополии Константинопольской православной церкви во главе с митрополитом Михаилом Рогозой о принятии католического вероучения и переходе в подчинение римскому папе с одновременным сохранением богослужения византийской литургической традиции на церковнославянском языке.
Акт о присоединении к Римско-католической церкви был подписан в Риме 23 декабря 1595 года и утверждён 9 (19) октября 1596 года на униатском соборе в Бресте[1]. Состоявшийся в то же время в Бресте собор православного духовенства во главе с патриаршим экзархом Никифором, двумя епископами Киевской митрополии и князем Константином Острожским отказался поддержать унию, подтвердил верность Константинопольскому патриархату и предал отступников анафеме[1].
Брестская уния привела к возникновению на территории Речи Посполитой Русской униатской церкви. В 1700 году к грекокатолической церкви присоединилась Львовская, а в 1702 году — Луцкая епархии, что завершило процесс перехода православных епархий Речи Посполитой в грекокатолицизм.
В результате унии в Киевской митрополии произошёл раскол на униатов (грекокатоликов) и противников объединения с Римско-католической церковью. Правящие круги и католическая знать Речи Посполитой во главе с королём Сигизмундом III поддержали униатов, переведя традиционное православие на положение нелегальной и гонимой властями конфессии[1][2], а также передав её имущество униатам[2]. С точки зрения властей Речи Посполитой, Брестская уния ослаблению притязаний Московского патриархата на земли Юго-Западной Руси и духовных связей православных в Речи Посполитой с Русским государством.
Подписание Брестской унии привело к долгой и временами кровавой борьбе между последователями двух конфессий на западнорусских землях. Четверть века православные Речи Посполитой, не принявшие Брестскую унию, оставались без митрополита. Православная Киевская митрополия была восстановлена лишь в 1620 году, когда православные киевские митрополиты вновь стали носить титул митрополита Киевского и всея Руси. В 1633 году митрополиту Петру Могиле удалось добиться признания православной церкви со стороны государства, но впоследствии дискриминация православия в Речи Посполитой вновь усилилась (диссидентский вопрос). На территории же Российской империи (в том числе на землях, отошедших к России от Речи Посполитой) гонениям подвергались приверженцы унии.
Постепенная ликвидация Брестской унии началась в конце XVIII века с присоединением к России Правобережной Украины и Белоруссии. 12 февраля 1839 года на Полоцком церковном соборе с Русской православной церковью было воссоединено более 1600 украинских (Волынь) и белорусских приходов с населением до 1,6 млн человек. 11 мая 1875 года в православие было возвращено 236 приходов с населением до 234 тыс. на Холмщине. Этот процесс продолжался и в дальнейшем. В марте 1946 года на Львовском церковно-народном соборе Украинской грекокатолической церкви Брестская уния была на территории СССР упразднена, а деятельность УГКЦ находилась под запретом советских властей до 1990 года[источник не указан 2111 дней].