Объяснение:
В истории Казахстана очень много белых пятен, есть периоды, которые слабо освещены в письменных источниках. Это относится и к Тауке хане, период правления которого вызывает много споров. И в текстах мусульманских авторов, и в русскоязычных источниках содержатся лишь отрывочные сведения. Но есть еще народная молва, предания, которые передаются от отца к сыну. И даже если допустить мысль, что за такой большой отрезок времени образ человека мог обрасти легендами и небылицами, все равно нельзя отрицать роль народного сказания в восстановлении образа исторической личности. В этой статье я постаралась собрать кое-что о Тауке хане. Надо отметить тот факт, что в народных преданиях период правления Тауке хана называют «золотым веком» Казахского ханства. В разных источниках его называют Тевке, Тявка, Текей, Таваккул, но согласно легендам, полное имя, которое было выгравировано на его личной печати, звучало как Тауекел Мухамед. Как отмечал Ираклий Левшин, который в 1820 г. был назначен в Оренбургскую пограничную комиссию, где и занимался разбором архива киргиз-кайсацких дел, Тауке хан правил долго, прожил богатую событиями жизнь и умер глубоким стариком в 1718 г. Казахи всегда давали дополнительные имена ханам, которые выделялись личными качествами. К примеру, за храбрость к именам ханов приставляли слово «арыстан, салам, баадр»: Салкам Жанибек, Абулхаир бахадур. За мудрость и ум Тауке называли з Туке - «з» означает «мудрый, уважаемый». При Тауке хане был написан свод законов Жети жаргы, известных как «Семь установлений Тауке хана». Принятию этих законов, по мнению историка Карибаева то, что в обществе отсутствовала централизованная власть, что не могло не сказаться на криминогенной ситуации в обществе. Были нередки случаи воровства, грабежа и убийств. Необходимы были кардинальные меры для решения этой проблемы. По мнению историка, если глубже изучить источники, в частности труды Шакарима и Левшина, станет ясно, что общество до прихода к власти Тауке хана погрязло в междоусобицах и межплеменных конфликтах. Шла постоянная борьба за власть. К сожалению, в источниках не указано, каким путем к власти пришел Тауке хан, но приблизительный год обозначен – 1680 г. Для решения вышеуказанных проблем, Тауке хан решил созвать совет из известных биев трех жузов: Айтеке би, Казыбек би и Толе би. К тому же на собраниях присутствовали и другие бии из разных жузов и родов. Сделал он это для того, чтобы аксиально адаптировать законодательство для каждого жуза, учитывать традиции каждого племени. Согласно преданиям, собрания проводились в местечке под названием Култобе. Тауке хан каждый день собирал биев и каждый параграф Жети жаргы подвергался обсуждению и путем горячих споров закон приниали. В народе даже появилось выражение «Клтбені басында кнде жиын» (На горе Култобе каждый день собрание). Благодаря принятию свода законов Жети Жаргы, в обществе прекратились межплеменные конфликты, междоусобица, хозяйственные и политические связи между жузами были урегулированы на законодательном уровне. То есть, удалось преодолеть политический распад ханства, сконцентрировать все силы для обороны от общего врага - джунгаров. Историки называют период правления Тауке хана временем, «когда воробьи могли вить гнезда на спинах баранов», то есть говорят о спокойствии, которое воцарилось в период его правления. В народе ходят много легенд, связанных с Тауке ханом. Одно из них гласит, что когда на одном из собраний хан спросил, что необходимо в первую очередь для того, чтобы казахи могли отразить нападения джунгар и разбить врага. После долгой дискуссии он ответил, что самое главное для казахского народа - единство. Это главное орудие в борьбе против врага и залог успеха. Это было то, чего не хватало разрозненному казахскому обществу того времени. Есть еще одна легенда, согласно которой казахские воины, увидев огромное войско джунгар, остановились и не решались идти в бой. Тогда Тауке, увидев, что еще немного и войска обратятся в бегство, сказал одному из своих соратников принеси мне змею. Когда ему принесли змею, он перед всем войском сказал:Бисмиллях, Аллах на нашей стороне. Мы были мирным народом, но пришли джунгары и окрасили нашу степь в кровь, поэтому мы поступим с ними вот так! – Сказав это, он оторвал змее голову. Казахские воины с криком «Алаш!» кинулись в бой... Это было очень символичный жест, поскольку на флаге джунгар был изображен дракон. Несоменнно, Тауке хан превосходил всех остальных умом, мудростью и отвагой. Татарский мурза из рода Тевкелевых, российский дипломат и переводчик Кутлу-Мухамед Тевкелев (в документах Алексей Иванович Тевкелев) в 1748 г. охарактеризовал Тауке хана так: «Тевке-хан был человек умный и у киргисцов в великом почтении».
Выпиши только нужное.;)
зачем это нужно? 5 - 9 классы ·
язык · 6
попроси больше объяснений ·
следить · отметить нарушение
героизм — поступок, подвиг во имя жизни других людей, независимости и процветания родины.
героизм на поле боя требует от человека личного мужества, стойкости, готовности пожертвовать собой. наш народ чтит память воинов, погибших на полях сражений великой отечественной войны 1941—1945 гг. много памятников и обелисков героям стоит на нашей в день победы, 9 мая, наши соотечественники возлагают цветы к могиле неизвестного солдата в москве у кремлевской стены, к вечному огню, зажженному в честь погибших героев — защитников москвы.
куда б ни шел, ни ехал ты,
но здесь остановись,
могиле этой дорогой
всем сердцем
и для тебя, и для меня
он сделал все, что мог,
себя в бою не ,
а родину сберег.
можно стать героем и в простых, будничных делах, не только во время войны. мыслители говорили: «нередко отвага людская больше познается в малом, нежели в великом», «храбрость нужна не только в битвах, но и в простых житейских делах». не всякий смелый поступок можно назвать героическим. например, на глазах у прохожих перебежать улицу в опасном, неположенном месте на красный свет — это не героизм, а глупость, которая может плохо кончиться для «героя».
смелым можно назвать поступок, когда он совершается во имя благородной цели. например, если человек, рискуя жизнью, спасает утопающего — это героизм.
есть героизм особого рода — он в том, чтобы никогда, ни при каких обстоятельствах не изменять правилам чести, порядочности, дружбы, человеколюбия. это героизм духа. яркий пример такого героизма — в судьбах людей, которые в нечеловеческих условиях ленинградской блокады, гитлеровских и сталинских лагерей и других подобных испытаниях сохраняли в себе достоинство, мужество, доброжелательность, — словом, все истинно человеческие качества.
в каждого народа есть примеры замечательного героизма. много героев было и в нашего народа. возможно, вы слышали об иване сусанине. этот костромской крестьянин завел в дремучий лес отряд врагов. он знал, что они убьют его, лишь только обнаружат обман. и все-таки он шел, чтобы спасти других людей.
в годы великой отечественной войны героизм проявляли и дети, которым было лишь по 10—14 лет. они, как и взрослые, делали для победы всё, что могли. героями становятся и в мирной жизни. жарким летом 1972 г. восемнадцатилетний рязанский тракторист анатолий мерзлов работал на пшеничном поле. от случайной искры загорелся хлеб. анатолий на растерялся и вступил в борьбу со стихией. спасая урожай и свой трактор, юноша погиб. он рисковал жизнью потому, что хотел спасти, народное добро.
есть много героев и в науки. это, например, полярники, подолгу находящиеся в бескрайних льдах. а норвежский ученый тур хейердал на легком плоту из бревен переплыл тихий океан. известны людям и герои-врачи, нарочно заражавшие себя опасными болезнями, чтобы научиться лечить их. а герои космоса или подводного мира? кто знает, не подстерегает ли на этот раз их непредвиденное? и всё же они уходят на , чтобы открыть человечеству новые тайны. дела и подвиги героев помнят и высоко чтят, на их примере учатся жить, бороться и побеждать.