Эпоха средневековья была периодом напряженной духовной жизни. Люди, на основе доступных им знаний, создавали новую экономику, художественные стили, оставили богатое духовное наследие. В развитии Европы и Руси мы увидели много общих черт: развитие феодальных отношений, городское строительство, сложение иерархической лестницы в обществе, образование государств, подчинение искусства требованиям христианского канона. В центре этих процессов оставалась фигура воина и защитника родной земли, и ценностей, которые необходимы людям во все времена.
Русь отличает стремление к коллективности творчества, соборности, в то время как в Европе проявляется стремление к индивидуальности личности, искусство рано приобретает светские черты, поэтому там произойдет взлет человеческого гения в эпоху Возрождения. Русь же будет отстаивать свой путь развития. Православие вплоть до XIX века останется главной доминантой русской культуры. На первом этапе нашего исследования мы увидели, что Киевская Русь была близка европейскому пути развития, но в XII-XV веках Европа опережает ее, а Русь словно законсервировалась в своем стремлении к традициям, чтобы не “потерять свое лицо” перед опасностью завоеваний. Зато с XVIII века начинается новый цивилизационный виток, и наверстывать упущенное будут гигантскими скачками, в результате чего Россия выйдет в ряд мощных держав. И если мы вновь обратимся к вопросу, послужившему толчком для нашего исследования, мы увидим, что между Россией и Западом нет такой уж непроходимой стены, что наши культуры имеют точки соприкосновения и вступали в диалог в давние времена, который не прекращается до сих пор. Место и роль культуры средневековья можно уподобить строительным лесам, без которых немыслимо возведение ни одной постройки. Это утверждение будет одинаково справедливо для художественной культуры Западной Европы и России.
Елены Глинской. Он вступил на трон в очень раннем возрасте. После московского восстания в 1547 году в своем правлении стал опираться на круг приближенных людей, названный князем Курбским «Избранной радой». Во времена его правления начали созывать земские соборы, а в 1550 году был составлен Судебник. Иван Грозный провел ряд реформ. Среди них реформа военной службы, реформа судебной системы и государственного аппарата, введено самоуправление на местах. Начиная с 1560 года, управление государством осуществлялось самолично царем. Члены Избранной рады попали в опалу, и рада прекратила свое существование.

Избранная рада
Иван IV, бесспорно, обладал многими качествами великого государственного деятеля. Он имел хорошее образование для того времени, острый ум и талант публициста достались ему от природы. Мастерски управлял военными походами, был могущественным стратегом и политиком того времени. Владел умением четкой постановки цели как внешней, так и внутренней политики и неуклонно шел к её реализации, не стесняясь в выборе методов достижения.
Во времена царствования Иоанна Грозного произошло немало великих событий. Государство Московское расширилось на два новых ханства – Казанское и Астраханское. После удачного похода Ермака в Сибирь дальнейшие перспективы освоения этих территорий значительно улучшились. Было также положено начало книгопечатанию, основателем которого стал первопечатник Иван Федоров. Митрополит Макарий составил “Жития святых”. Не грех упомянуть и составленный Судебник, и первый Земский собор…
Подводя итоги
Итоги правления, как и сам характер правителя – Ивана Васильевича Грозного (Рюрика) – были отчасти противоречивы. Главным достижением и результатом правления стало образование централизованного государства Российского, равного по мощи державам В ХVI веке это государство, имевшее устойчивый, мощный государственный и военный аппарат, приобретает большой международный авторитет.
Однако, с другой стороны, полным провалом и потерей исконно русских земель закончилась Ливонская война. Если оценивать объективно, то еще при жизни царя все его внешние и внутренние начинания постиг крах. Жестокость и безжалостность сменялись в нем с раскаянием и переосмыслением своей безудержной натуры. Начиная с 1578 года царь перестал казнить. Спустя некоторое время он приказывает составить поминальные списки казненных и рассылает их по монастырям вместе с вкладами на поминовение.

Москва времен Ивана Грозного
В это время была распространена быстрая и массовая смена землевладельцев, что давало повод крестьянам к эмиграции на земли (пространства юга и реки Дон), до которых опричнина еще не добралась. Политика Ивана Грозного подготавливала почву для Смуты и усугубляла тот кризис, решением которого она якобы должна была стать. Силы государства начали слабеть еще во время польской войны 70-х годов, которая закончилась поражением.