Софья Алексеевна — правительница России[en] в 1682 — 1889 годах, дочь царя Алексея Михайловича от брака с Марией Ильиничной Милославской.
Софья Алексеевна родилась 27 сентября (17 сентября по старому стилю) 1657 года, в Москве. Она отличалась умом, энергией ичестолюбием, была образованной женщиной. После смерти своего брата — царя Федора Алексеевича 27 апреля 1682 года, активно участвовала в борьбе придворных партий, т.к. была недовольна избранием на царский престол 10-летнегоПетра I. Воспользовавшись Московским восстанием 1682 года, партия Милославских захватила власть. «Первым» царём был провозглашен Иван V Алексеевич, а Софья 29 мая — регентшей при обоих царях.
Она фактически возглавила правительство, опираясь на Василия Васильевича Голицына, Федора Леонтьевича Шакловитого и других верных товарищей. Осенью 1682 правительство Софьи Алексеевны, находившееся в Троице-Сергиевом монастыре, с дворянского войска подавило восстание в Москве.
В годы правления Софьей Алексеевной были сделаны небольшие уступки посадам и ослаблен сыск беглых крестьян, что вызвало недовольство дворян. Во внешней политике наиболее значительными акциями правительства Софьи были заключение «Вечного мира» 1686 с Польшей, Нерчинского договора 1689 сКитаем, вступление в войну с Турцией и Крымским ханством (Крымские походы 1687 и 1689). В 1689 году произошёл разрыв между Софьей и боярско-дворянской группировкой, поддерживавшей Петра I.
Партия Петра I одержала победу, а Софья была заточена в Новодевичий монастырь. Во время Стрелецкого восстания 1698 её сторонники намеревались «выкликнуть» её на царство.
После подавления восстания Софья Алексеевна была пострижена под именем Сусанны в монахини Новодевичьего монастыря, где и умерла 14 июля (3 июля по старому стилю) 1704 года, в Москве.
Царь Петр 1 прекрасно понимал, что Россия не сможет стать сильной державой, если не будет иметь выхода к морским берегам, а для этого надо было иметь много кораблей и моряков, иметь сильный военный флот. Именно в результате завоевания выхода к морю России удалось развить и укрепить торговые отношения с другим странами именно по морю. Поэтому царь уделял постройке кораблей самое большое внимание. Сам учился на верфях во время заграничного путешествия, был плотником и столяром, учился у зарубежных мастеров, приглашал иностранных специалистов. Военные корабли приобретались и за границей, а также строились в России. Была открыта Навигацкая школа, в морские школы принимали только с русским подданством. но специалисты с Европы приглашались лишь на время, пока была в них необходимость, ведь царь намеревался построить сильный флот, чтобы противостоять остальным морским державам. Было организовано строительство судов в Архангельске и Воронеже. После долгих лет ожидания и войны с Швецией за морские берега Россия победила, и флот уже не уступал другим кораблям, в результате Северной войны Россия получила новые земли, обеспечен был ей и выход к морю, налаживалась торговля с европейским странами. Именно кораблестроение сделало возможным создание сильного морского флота, и включило Россию в состав крупных морских держав.
Индустриальная эпоха - иллюстрация фантастической творческой мощи архаичных и иррациональных человеческих мотивов. Мотивов слепых, порой, откровенно деструктивных, но всё равно в итоге изменивших жизнь людей к лучшему. Романтика индустриализма была романтикой "прогресса ради прогресса", где люди - лишь средство для великого дела. Человек конструировал новый мир, не думая о себе. Это был период романтики мощностей и скоростей, романтики сил и масштабов. Машины воплотили древнюю мечту о волшебной силе, которая может покориться человеку.
А ещё... индустриальная эпоха научила нас летать. Летать быстрее любого ветра, летать выше любых птиц, летать в любую точку земли и даже за пределы атмосферы.Так ли важны были пресловутые политические свободы в эпоху, когда сбывались такие мечты? Так ли существенны были все эти земные проблемы на фоне грядущей звёздной судьбы человечества?Нет смысла отрицать: авиакосмическая отрасль во все времена активно обслуживала военные нужды. Но очевидно, что глубинные мотивы конструкторов выходили далеко за рамки этого. Не о войне и не об убийстве были их грёзы."Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Всё пустое, всё обман кроме этого бесконечного неба" Л. Толстой.
Да, мечты индустриальной эпохи были иррациональны и наивны. Но они совершили в умах людей удивительный переворот.Массы людей впервые допустили, что мир движется в сторону улучшения, а не ухудшения. И что прогресс может дать человеку не только бытовой комфорт, но и духовный рост.Мечта о "светлом будущем" сменила в людях тысячелетнюю тоску по "утраченному золотому веку". Образы грядущей звёздной эры затмили старые детские сказки и приблизились по значимости к религиозным переживаниям.Порой казалось, что будущее нельзя даже нарисовать. Оно было как чистый белый свет. Прекрасный, но пока недоступный нашему пониманию. И могли ли очередные "великие стройки" и гигантские машины приблизить человека к этому свету? Вот в чём был вопрос...