Битва при Ардагане между 25 декабрем 1914 и 18 январем 1915 года являлась османской военной операцией во главе с германским майором Августом Стейнджем по захвату города Ардаган чтобы разорвать связь русской обороны с линией Саракамыш-Карс и поддержать османскую армию в Сарыкамышском сражении. 15 декабря 1914 года Стейндж-бей захватил Арданух.
27 декабря 1914 года после отчаянного сопротивления русских продолжавшегося 17 дней, захватил Ардаган, и осуществил внезапное нападение на Карс, которое в случае успеха отрезало бы отход российских войск из Карса на запад от него, в Сарыкамыш.
Российский наместник и его военные советники осознали ситуацию. Стейндж-бей сделал так, чтобы русские заплатили очень дорого за каждый шаг своего продвижения. Отвлечение российских войск на отряд Стейндж-бея означало позволить туркам захватить Сарыкамыш и Карс. Российские войска нуждались в серьёзном усилении. В это время, в декабре 1914 года, генерал Мышлаевский приказал выделить из главных российских войск части для Персидской кампанииперед Сарыкамышским сражением. Персия была лишена российских войск и большие части войск были поспешно направлены на фронт железной дорогой из Карса, Еревана, Джулфы — почти, но не совсем, поздно. Они могли бы совершенно опоздать если бы 1-й армейский корпус был совершить стремительное наступление на Карс. Первым делом наместника было отправить поддержку храброму подразделению, которое в одиночку выдержало атаку двух дивизий этого корпуса ранее и в Ардагане.
Еще большее подкрепление было направлено в Сарыкамыш, но по прибытии они узнали, что хотя Сарыкамыш был оставлен русскими войсками битва продолжалась с большим упорством и мужеством их соотечественниками. Ни в Ардагане ни в Сарыкамыше не было русских войск, даже на последних стадиях.
Едва ли какая-либо информация касающаяся битвы при Ардагане могла быть получена после заявления, что затем это место подверглось обстрелу артиллерии, а русские выбили отряд Стейндж-бея. Русские записи говорят «повторная атака полностью разгромила врага, который был разбит на части». Под давлением русских войск добровольческие отряды курдов отделились от отряда Стейндж-бея. Эти разбитые остатки бежали в замешательстве назад в Ардаган, но преследуемые не смогли оставаться там долго, поскольку он был снова занят победителями.
18 января 1915 года некоторые выжившие в битве смогли на своей территории. Другие нашли убежище в глуши округа Чорок, где Аджарс дал им приют. Стейндж-бей восстановил свой отряд в Истанбуле.
1 марта 1915 года отряд Стейндж-бея без поддержки добровольцев вернулся на линию фронта, ему удалось сопротивляться российским войскам в течение более двух месяцев в регионе.
После родов к роженице приглашают двух-трех женщин (из числа соседей или родственников), чтобы, с одной стороны, поздравить ее, а с другой по хозяйству. На третий день после рождения ребенка устраивается пир для женщин аула - шiльдехана, на котором женщины желают новорожденному долгой и счастливой жизни. Вечером и ночью молодежь собирается вместе, играет на домбрах и поет песни. Этот праздник продолжается в течение трех вечеров до достижения ребенком семидневного возраста.
На сороковой день устраивают еще одну торжественную церемонию, опять же связанную с приглашением соседских женщин, которые приносят подарки новорожденному, в том числе: одежду, застежки, нитки жемчуга, а также совинное оперение, На этой официальной церемонии аксакал обычно нарекает младенцу имя (по другим источникам, имя ребенку дают на седьмой день после рождения, а на сороковой проводят купание), которое трижды нашептывают ребенку в правое ухо. Затем старшая и наиболее почитаемая женщина укладывает младенца в колыбель (другие источники добавляют, что в этот день ребенку впервые бреют голову).
Следующий обряд связан с первой посадкой на коня. Он осуществляется в день, когда ребенку исполняется пять лет. В этот день на его голову одевают совинное оперение, усаживают на коня и отправляют с визитом ко всем родственникам. Родственники должны одарить ребенка пищей и дать сбрую для его коня. С этого момента ребенок, имея собственную сбрую для коня, начинает ездить на двух-трехлетнем коне. Именно это обстоятельство позволяет многим авторам, писавших о казахах, называть их "нацией в седле".
Наконец, завершает этот семилетний цикл обрядов ритуал обрезания, который проводится в промежутке между пятью и семью годами. Перед обрезанием на голову и плечи ребенка надевают совинное оперение и снова отправляют с визитом к родственникам. Родственники должны дать ребенку сладости, а также, в зависимости от своего имущественного положения, преподнести совиное оперение, козленка (или тонкорунного ягненка), жеребенка, теленка. Подаренный ребенку жеребенок должен быть заклеймен особым клеймом на ухе и после того как он вырастет, его называют "обрезанный конь". Обрезание совершается муллой или хаджой.