3)Современная наука выделяет три основных признака цивилизации: письменность, города, монументальное искусство. Учёные подходят к этим признакам с разной степенью строгости. Многие считают, что для признания цивилизации достаточно сочетания хотя бы двухиз указанных признаков. Так, у упомянутых выше аборигенов острова Пасхи, рапануйцев, есть письменность и монументальные изваяния почитаемых предков — но нет городов. У древних инков из Перу, подчинивших почти весь запад Южной Америки, были городские поселения, развитое монументальное строительство — но не имелось письменности. И всё же часто говорят об «инкской цивилизации» , о цивилизации острова Пасхи» . Другие учёные более строго подходят к проблеме. По их мнению, уровень цивилизации достигается лишь при соединении всех трёх признаков.
Правитель и поэт Султан Хусейн Байкара, живший во второй половине XV века, в период своего правления (1469-1506) уделял особое внимание на развитие науки, культуры, ремесленничества в своих Хорасанских владениях, в частности, в Герате, а также приложил немало усилий в благоустройстве, созидании этой столицы. В этом деле рядом с Султаном Хусейном Байкаро все время был его друг и соратник Мир Алишер Навои. Об отношениях между Навои и Байкаро имеются сведения в их произведениях, в частности, в “Мажолисун - нафоиc” (“Собрание избранных”), “Мезон ул-авзон” (“Весы размеров”), “Муҳокаматул-луғатайн” (“Суждение о двух языках”), “Тарихи мулуки ажам” (“История иранских царей”) Алишера Навои, “Рисаля” Ҳусейна Байкары, а также в трудах писателей, как Абдурахман Джами, Мирхонд, Давлатшах Самарканди, Хондамир, Зайниддин Махмуд Васифи, Захириддин Мухаммад Бабур, Мирза Мухаммад Хайдар, Саййид Роким Самарканди, Абдураззак Самарканди и их дружеские отношения начались ещё в детстве. В труде Хондамира “Макоримул-ахлок” (“Свод новых нравов”) приведены сведения о том, что Алишер Навоии Хусейн Байкара были “кукельдашами”, т.е. “молочными братьями”. В произведении же Мирхонда “Равзатус-сафо” (“Сад чистоты”) утверждается, что дед Алишера Навои и сын Амира Темура - Умаршайх Мирзо также были “кукельдаш”ами [7,209]. Алишер Навои, который первым исследовал деятельность Султана Хусейна Байкары в качестве литературоведа и поэта, особо отметил его великие заслуги. Это проблема наиболее ярко освещена в трудах “Мажолисун - нафоиc” и “Мезон ул-авзон”. Наши наблюдения подтверждаются следующим высказыванием Навои из “Мажолисун-нафоис”: «По поводу (родословной, семейства) рода сего правителя мира (Хусейна Байкары) добрые люди написали в отдельной главе “Насабнаме”, что его род ведется от знатных людей. Кто же посмотрит в “Историю”, тот поймёт, что Джамшед и Искандер не сравнятся с ним в знаниях и деяниях» [1,173].