Собственно, в том же, в чем и во всем остальном древнем мире - классовое неравенство, напрямую зависящее от приближенности человека к верхушке власти, из которого вытекали все остальные привилегии или ущемления. Обычно прослеживается более-менее четкая граница между руководящими классами (глава государства, жрецы, штат чиновников - зачастую родственный правителю) и производящими (купцы, ремесленники, крестьяне) . Рабы вообще в расчет не берутся. Чем выше человек находился на этой лестнице, тем меньше он мог платить налоги, тем менее суровыми были наказания за преступления (иногда высокопоставленный убийца мог просто откупиться штрафом) . Крестьяне и ремесленники, как водится, платили повышенные налоги, по сравнению с чиновниками. Даже религия нередко была привилегией высшего класса, а простой люд не мог и рассчитывать на души или "жизнь" после смерти.
После эпохи великих реформ 1860–1870-х гг. страна вступила в следующий период своей истории, получивший название периода контрреформ Александра III.
При Александре III многие преобразования, проведенные в правление его отца Александра II, не только не получили дальнейшего развития, но были серьезно урезаны. Александр III был уверен во вредности системы широких прав и свобод, считая это провоцированием общественных потрясений. Немалую роль в этом сыграло усиление революционного народнического движения, вылившееся в убийство Александра II.
аким образом, к середине II в. до н.э. Рим превратился в огромное государство, сильнейшее во всем Средиземное море. Он владел Балканским и значительной частью Пиренейского полуострова, частью Малой Азии, бывшей территорией Карфагена в Африке и островами Сицилия, Сардиния и Корсика.
Чем выше человек находился на этой лестнице, тем меньше он мог платить налоги, тем менее суровыми были наказания за преступления (иногда высокопоставленный убийца мог просто откупиться штрафом) . Крестьяне и ремесленники, как водится, платили повышенные налоги, по сравнению с чиновниками.
Даже религия нередко была привилегией высшего класса, а простой люд не мог и рассчитывать на души или "жизнь" после смерти.