ОбъясненВ Тюркском каганате уже с момента образования возникли раннефеодальные отношения, в отличие от
Гуннской империи, находившейся на стадии военной демократии – на последнем этапе разложения
первобытного общества и преобразования его в классовый строй. Со временем во внутренние дела Тюркского
каганата начала вмешиваться Китайская империя династии Суй. Возникли также внутренние противоречия
в самом тюркском обществе. В результате всего этого в начале VII века каганат распался на две части: на
Западный Тюркский каганат и на Восточный Тюркский каганат. Западный занимал в основном среднеазиатские
земли и состоял из десяти тюркских племен. Он достиг могущества при правлении Датоу-кагана, сына
ие:
Многообразие и широкая распространенность недемократических режимов
Все знают, что формы правления бывают разными и что быть гражданином или подданным одной страны совсем не то же самое, что быть гражданином другой — даже на повседневном уровне. Но известно также и то, что почти все правительства занимаются примерно одним и тем же, так что порой легко уподобиться чистым анархистом, для которых все государства одинаковы, просто потому что они государства. Это противоречие и является отправной точкой в общественно-политической науке.
Понятно, что при Сталине или Гитлере жизнь обычного гражданина — не говоря уже о верхушке общества — сильно отличалась от жизни в Великобритании или Швеции[2]. Даже если не брать крайние случаи, можно смело утверждать, что для многих, пусть даже и не для подавляющего большинства, жить в Испании при Франко совсем не то же самое, что жить в Италии — для глав коммунистических партий этих стран уж точно. Наша задача как ученых описать во всей его сложности отношение людей к правительству и понять, почему это отношение столь сильно меняется от страны к стране. Мы не будем рассматривать личные документы — мемуары политиков, генералов, интеллектуалов, заговорщиков и узников концлагерей, а также литературные произведения, посвященные столкновению человека с властью, зачастую жестокой и непредсказуемой. Мы ограничимся научными исследованиями общества, основанными на наблюдении, анализе законов, судебных и административных решений, бюрократических документов, на интервью с главами стран и опросах населения — то есть будем основываться на трудах, в которых предпринята попытка описать и объяснить функционирование разных политических систем в разных обществах.