Российское общество в силу различных исторических причин не имело столь чёткого деления на сословия, как страны Западной Европы и даже соседней Польши. Однако оно всё же существовало.
На протяжении XVI столетия экономическое и политическое значение различных сословий постепенно изменялось. Неуклонно возрастала роль мелких феодалов (дворянства) и соответственно сокращалось всесилие крупной аристократии (боярства). Высшие слои духовенства потеряли своё политическое могущество. Самодержавие остановило рост их земельных владений. Возрастал авторитет посадских людей, их роль в государственных делах. Положение крестьян резко ухудшилось с отменой Юрьева дня в конце правления Ивана Грозного
Русский быт 16 векаНародный быт российского общества 16 века был изложен в книге того времени «Домострой».
Русские дома 16 векаКрестьяне в сёлах и деревнях жили в избах, которые стояли на высоких подклетях (это дом от сырости). На севере из большой избы, не выходя на улицу, можно было попасть в хлев и на сеновал. Двор был покрыт единой двускатной крышей. В холодные зимы и в дождливые дни осени это было очень удобно. В средней полосе дом и хозяйственные постройки образовывали как бы стены вокруг двора, в который вели с улицы большие ворота.
Новым во внутреннем убранстве зажиточного дома стали затянутые бычьим пузырём или слюдой окошки и большая кирпичная печь с трубой, проходящей через крышу. В северных домах появился и потолок из досок. На чердаке клали для тепла солому или опилки.
РаботаОсновная часть населения России в 16 веке по-прежнему занималась земледелием.
Пища населения России в 16 векеОсновной едой были капустные или щавельные щи и каши: гречневая, овсяная, гороховая. Недаром существует пословица: «Щи да каша — пища наша».
Часто ели печёную или пареную репу. Её готовить было очень просто. Так и появилась пословица: «Проще пареной репы».
Много употребляли в пищу рыбы. Почти всегда на столе был овсяный кисель.
По праздникам пекли пироги с начинкой из грибов, яйца и рыбы. Пили домашнее пиво и мёды. С тех времён пришли поговорки: «Ешь пирог с грибами, держи язык за зубами», «Я там был, мёд, пиво пил». Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Одежда 16 века в РоссииВ одежде знати при дворе русского царя Ивана IV использовались восточные мотивы: обувь из цветного сафьяна (тонкой мягкой кожи), расшитая золотыми нитями; башлыки; кафтаны и епанча.
Русские города в 16 векеВо времена Ивана Грозного наблюдался рост городов. Особенно быстро строились и развивались пограничные города, предназначенные для военной защиты. Стены городов, как правило, были каменные. Повседневная жизнь горожан отличалась разнообразием, насыщенностью трудами и всевозможными событиями местного и общегосударственного значения
В 3 веке до н.э. Римская республика начинает войны с Карфагенской империей. Так называемые Пунические войны. Их три. В ходе первой, римляне захватили Сицилию. Был установлен мир. Вторая была очень удачлива для римлян. Они захватили Иберию (Пиренеи), Балеарские острова и ряд других территорий. Независимость Карфагена сужалась. В третьей войне Карфаген был разрушил окончательно. Она происходила уже во II веке до н.э. Великий город, некогда основанный Дидоной и являвшийся одним из самых серьезных противников Рима, был разрушен
Так или иначе с началом Петровских реформ в России возникла ситуация социокультурного переворота. В русской культуре стал доминировать принцип неограниченной свободы, чуть ли не революционным образом стали трансформироваться культурные ценности, идеи и стиль произведений культуры, формы житейского поведения; стали внедряться новые обряды и традиции, в то время как старые отвергались; изменилась культура быта – все это, разумеется, в рамках жизни довольно узкого круга европейски образованных людей. Присутствие содержательной и формальной «новизны» становилось обязательным требованием русского «Века Просвещения» .
XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века, в петровские времена, происходил процесс «обмирщания» русской культуры. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно было полагаться на старые художественные кадры, для которых новые задачи оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только создавать новое искусство, но и были учителями русских людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу.
Так многие русские мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии. Я думаю, что именно на этом этапе русское искусство вступило в более тесное соприкосновение со стилевыми тенденциями, выработанными в западноевропейском искусстве нового времени, через которые предстояло пройти свой путь и ему. Однако поначалу процесс перестройки художественного сознания русских мастеров протекал с большими трудностями, в методе их работы еще сказывались традиционные представления, законы средневекового творчества в форме монументально-декоративных росписей и иконописи.