Соседей у восточных славян было много, но только с несколькими отдельными народами они поддерживали связь. Главными их союзниками были варяги и византийцы. Варяги не только занимались активной торговлей со славянами, но и переезжали в их земли на постоянное жительство. К месту следует вспомнить, что первый царь, Рюрик, был выходцем именно из варяг.
Византийцы были не менее важным для славян соседом. Некоторое время они плохо уживались – славяне устраивали на них вооруженные набеги, причем это не мешало им мирно торговать. Со временем отношения стали мирными и даже дружескими, и именно и византийцев славяне потом переняли новую религию – христианство.
Третьим соседом славян, имевшим для них важное значение, были хазары, они были агрессивным племенем, которое устраивало набеги на земли славян. Одно время они смогли поработить большую часть народа, но со временем славяне прогнали их со своей земли. Именно после того как они избавились от хазар, славяне смогли построить контакт с другими народами, варягами и византийцами.
Еще одним соседом были финны и угры. Эти два народа научили славян ремеслам и обычаям, у них славяне переняли языческую религию. Именно из финского языка происходят названия многих рек и озер в России, особенно в ее северной части.
Религиозный фактор оказывает влияние на развитие многих общественных процессов в области межнациональных и межконфессиональных отношений формированию нравственных ценностей в сознании общества.
Сегодня проблема взаимоотношений церкви и государства остра как никогда. По данным опросов населения, подавляющее большинство россиян так или иначе осознают себя православными . Если принять во внимание, что крупнейшей и наиболее структурированной религиозной организацией в нашей стране является Русская православная церковь (Московский патриархат), осуществляющая активные контакты с государством, то становится очевидной необходимость особого подхода к изучению взаимоотношений церкви и государства. Ведь Россия – светское государство, не закрепляющая ни одну религию в качестве государственной. Данный подход должен лечь в основу более взвешенной, предсказуемой и оправданной государственной политики в этой области.
В последние годы появилось значительное количество работ в различных областях науки о проблемах, связанных с ролью религии в жизнедеятельности российского общества и государства, месте, роли и статусе церкви в современном обществе и государстве . Исследования охватывают широкий спектр вопросов, связанных с государственно-церковными отношениями в России. В то же время, до конца эта проблема остается неисследованной, и поэтому представляет особой интерес для изучения.
Повсеместное строительство и возрождение храмов, рост авторитета и влияния Русской Православной Церкви стали приметой нашего времени.
Сегодня церковь является одной из хранительниц традиционных духовных ценностей в России и оказывает значительное влияние на формирование и развитие ее государственности и культуры. В этом заключается социально-историческая роль Русской Православной Церкви.