Борис и Глеб (убиты в 1015 году) — русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, были убиты своим старшим братом Святополком Окаянным. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их заступниками Русской земли и небесными русских князей. Истории Бориса и Глеба посвящены одни из первых памятников древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца. В честь братьев было построено множество храмов и монастырей. Святые братья обычно представлены на иконах вдвоём, в полный рост. Их изображают в княжеских одеждах: круглых шапках, отороченных мехом, и плащах, в руки помещают мученический крест или крест с мечом, указывающий на их происхождение и воинскую славу. О внешности Глеба таких сведений нет, и его, как младшего брата, изображают юным, безбородым, с длинными волосами, спадающими на плечи. На иконах XV—XVI веков традиционным становится изображение святых во фронтальных одинаковых позах, на некоторых иконах фигурам предают излишнюю удлинённость, чтобы подчеркнуть внешнюю хрупкость. Также братьев изображают в небольшом развороте друг к другу, изображая их беседу. В 1102 году раки с мощами святых братьев по указанию Владимира Мономаха покрыли серебряными позолоченными пластинами. После перенесения мощей в новую церковь он повелел украсить их рельефными изображениями святых: «Исковав бо сребрьныя дъскы и святыя по ним издражав и позолотив» — эти изображения стали основой для редких одиночных изображений Бориса и Глеба Житийные иконы Бориса и Глеба известны со второй половины XIV века: в их клеймах иконописцы подчёркивают смирение и кротость братьев, их христианскую любовь к ближним, готовность к мученичеству, а также помещают изображения чудес, приписываемых им. В после монгольский период в иконографии Бориса и Глеба появляется позднеантичная и византийская традиции изображения святых на конях, возникшая под влиянием образов святых Сергия и Вакха, Георгия Победоносца, Димитрия Солунского и других. В этом проявляется заступническая и воинская функция культа этих святых. Известны иконы, отражающие представление о Борисе и Глебе как о защитниках и покровителях городов (например, икона начала XVIII века, написанная в память о от пожара города Каргополя, приписываемому заступничеству братьев) . Для них характерно изображение святых в молении к облачному образу Иисуса Христа в небе) . На одной их таких икон второй половины XVIII века одежда братьев прорисована киноварью, символизирующей как пролитую ими кровь, так и багряницу Христову.
1.Это было важным стратегическим пунктом. У России появлялась возможность торговать с Европой, приблизиться к их культуре. Этим Петр I "прорубил окно" в Европу. 2.В эту эпоху определяющим фактором была борьба между усиливающимся самодержавием и сохраняющейся боярской вольницей. Сначала Иван IV сделал ставку на сословно-представительную монархию для ограничения последней, что позволило принимать взвешенные решения в интересах всего государства и снижать влияние боярства, укреплять страну. В этот период были достигнуты Иваном Грозным наиболее значительные успехи царствования. Но в последующем усилилась тенденция отрыва власти от народа, царствование характеризовалось применением террора (опричнина) , что создало нездоровую обстановку в стране и неудачам. Всё это привело к поражению в Ливонской войне (благодаря некулюжей политике Россия столкнулась с двумя очень мощными противниками: Польшей (Речью посполитой) и Швецией) и истощению страны.
1. Выход в Балтику нужен для торговли. Мы в это время имели порт на Балтике и сношения с Англией. Когда проиграли Ливонскую войну порт потеряли. Выход нужен также для получения благ цивилизации из Европы, так как мы были отрезаны от этого. 2. Неудача - это проигрыш Ливонской войны. Не было войско, которое было у Стефана Батория, у него оно было обучено по новому,а мы все по старинке воевали. В чистом поле против войска не могли выиграть даже имея численный перевес. У Батория были обученные венгры. Ну и плюс финансы кончились, долги Грозного еще долго отдавали вплоть до Лжедмитрия 1. Удача - это взятие Казанского и Астраханского царств. В этом успех был подготовлен для ИОННА еще его дедом и далее отцом.
Истории Бориса и Глеба посвящены одни из первых памятников древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца. В честь братьев было построено множество храмов и монастырей.
Святые братья обычно представлены на иконах вдвоём, в полный рост. Их изображают в княжеских одеждах: круглых шапках, отороченных мехом, и плащах, в руки помещают мученический крест или крест с мечом, указывающий на их происхождение и воинскую славу.
О внешности Глеба таких сведений нет, и его, как младшего брата, изображают юным, безбородым, с длинными волосами, спадающими на плечи. На иконах XV—XVI веков традиционным становится изображение святых во фронтальных одинаковых позах, на некоторых иконах фигурам предают излишнюю удлинённость, чтобы подчеркнуть внешнюю хрупкость. Также братьев изображают в небольшом развороте друг к другу, изображая их беседу.
В 1102 году раки с мощами святых братьев по указанию Владимира Мономаха покрыли серебряными позолоченными пластинами. После перенесения мощей в новую церковь он повелел украсить их рельефными изображениями святых: «Исковав бо сребрьныя дъскы и святыя по ним издражав и позолотив» — эти изображения стали основой для редких одиночных изображений Бориса и Глеба
Житийные иконы Бориса и Глеба известны со второй половины XIV века: в их клеймах иконописцы подчёркивают смирение и кротость братьев, их христианскую любовь к ближним, готовность к мученичеству, а также помещают изображения чудес, приписываемых им.
В после монгольский период в иконографии Бориса и Глеба появляется позднеантичная и византийская традиции изображения святых на конях, возникшая под влиянием образов святых Сергия и Вакха, Георгия Победоносца, Димитрия Солунского и других. В этом проявляется заступническая и воинская функция культа этих святых.
Известны иконы, отражающие представление о Борисе и Глебе как о защитниках и покровителях городов (например, икона начала XVIII века, написанная в память о от пожара города Каргополя, приписываемому заступничеству братьев) . Для них характерно изображение святых в молении к облачному образу Иисуса Христа в небе) . На одной их таких икон второй половины XVIII века одежда братьев прорисована киноварью, символизирующей как пролитую ими кровь, так и багряницу Христову.