Адонис — божество умирающей и воскресающей природы, заимствован из Финикии в V в. до н. э. По желанию Зевса Адонис должен был треть года проводить с Афродигой, треть года — с Персефоной. Аид — один из главных греческих богов, владыка царства мертвых и всего подземного мира. Брат Зевса, Посейдона и Деметры. Амфитрита — морская богиня, супруга Посейдона, владычица морей. Аполлон (Феб) — один из главных греческих богов, сын Зевса, брат Артемиды. Божество солнца, солнечного света, просвещения, покровитель искусства, олицетворяемого 9 музами, земледелия, охранитель стад, дорог, путников, мореходов, бог-воитель, бог-врачеватель и бог-прорицатель. Наиболее важными центрами культа Аполлона в Греции были Дельфы со знаменитым оракулом, островок Делос и Дидимы около Милета. Арес (или Арей) — бог войны, военного искусства, сын Зевса и Геры. Один из главных олимпийских божеств. Артемида — одна из главных богинь, входила в семью 12 олимпийских божеств, покровительница лесов, лесной растительности, зверей, природного плодородия, включая деторождение, дочь Зевса, сестра-близнец Аполлона. Асклепий — бог врачевания и врачебного искусства, сын Аполлона. Афина — одна из главных богинь греческого пантеона, входила в семью 12 олимпийских богов, покровительница мудрости, наук, ремесленного искусства, победоносной войны и мирного процветания, главная богиня Афин и Аттики. Родилась необычным путем: Афина вышла из головы Зевса. Афродита — одна из главных богинь Греции, входила в семью 12 олимпийских божеств, дочь Зевса; по другой версии, родилась из морской пены, богиня красоты, чувственной любви, женского плодородия и любовного очарования. Геба — богиня юности, дочь Зевса и Геры. На Олимпе подносила богам амброзию и нектар. Геката — одна из богинь подземного мира, повелительница теней в подземном царстве, богиня призраков и ночных кошмаров, волшебства и заклинаний. Как и Артемида, считалась владычицей зверей. Дочь Зевса. Гекатомба — главное жертвоприношение при храмах в количества ста животных и более. Гелиос — один из главных греческих богов, особенно в эпоху эллинизма. Бог солнца, часто отождествлялся с Аполлоном. Сын титана Гипериона.
1. организация вооруженной охраны государства от внешних врагов;
2. определение внешнеполитического курса государства;
3. функции высшей судебной власти;
4. охрана существующего порядка и общественного устройства.
В XV-XVI веках казахские ханы обладали широкими полномочиями, вытекающими из выполняемых ими функций. Так, хан был верховным главнокомандующим казахской армией, и его полководческие таланты не в малой мере влияли на избрание на престол. В его обязанности входила организация войск, проведение мобилизации, руководство армией во время военных действий.
Выполняя внешнеполитические функции, хан имел право объявлять войну, заключать мир, отправлять и принимать послов, заключать международные договоры.
Хан являлся судьей высшей власти. В его прерогативы входило рассмотрение апелляций на решение суда биев, споры между представителями различных улусов, дела, где одной из сторон были представители сословия торе — чингизиды. При решении судебных дел хан руководствовался нормами обычного права и за осуществление правосудия получал ханлык - вознаграждение в размере 10% от суммы иска.
В целях охраны существующего порядка и общественного устройства хан мог издавать законы и распоряжения, обязательные для всего населения ханства, устанавливал виды и сумму налогов, формировал административные единицы ханства и назначал их руководителей.
Султаны, или представители ханского рода, обладали в XV-XVI веках огромными полномочиями. Ближайшие родственники хана назначались обычно правителями уделов, выполняли дипломатические функции, командовали войсками своих административных единиц во время войны. Конечно же, не все представители сословия торе были правителями улусов, часть султанов, нося это название, не обладала какими-либо полномочиями. Султан - правитель улуса осуществлял в своих владениях судебную, гражданскую и военную власть и подчинялся непосредственно хану.
Совет биев собирался ханом для решения наиболее важных политических и юридических вопросов и имел совещательные функции. В XV-XVI веках значение этого органа было невелико. В него входили наиболее авторитетные бии и представители ассоциаций общин. Один из биев был фактически советником хана. Русские источники называют его ордынским бием.
Кроме того, для ведения делопроизводства при хане была канцелярия -дуан. Весь центральный аппарат ханства в XV-XVI веках не имел постоянного места размещения и кочевал вместе с ханом и его аулом. Только Мурындык и Касым на короткое время обосновались в городе Сарайшик в низовьях Урала, постоянной же столицы государство не имело.
Административное устройство. Территория и население ханства делилось на уделы во главе с султанами - родственниками хана. В составе каждого удела было 50-60 тыс. семей. В начале XVI века ханство делилось на 3-4 крупных удела, один из которых управлялся непосредственно ханом. Каждый удел, в свою очередь, делился на улусы по 10 тыс. семей. Во главе улусов также стояли султаны, назначаемые ханом. Каждый улус обладал своей территорией со строго разграниченными пастбищами, особенно зимними. Ополчение улуса во время войны было самостоятельным подразделением. Таким образом, фактически, ханство делилось на военно-административные единицы.
В состав улусов входили ассоциации общин во главе с биями и старшинами. Каждая ассоциация представляла собой объединение общин, кочующих на одной территории. Для регулирования отношений между общинами в ассоциации существовала вымышленная генеалогия, определяющая статус общины в зависимости от положения в генеалогии ее вымышленного предка. Главы ассоциаций и общин - бии и старшины осуществляли административную, военную и судебную власть в рамках данного коллектива, их влияние основывалось целиком на личном авторитете.
Налоги. Для содержания аппарата и ханской дружины в XV-XVI веках ханы собирали налоги с подвластного населения. Известны также виды налоговых платежей как бадж — пошлины и харадж - поземельный налог с оседлого населения. Кочевники платили в казну ушур в размере 5% от поголовья скота. Сбор налогов поручался местным властям, зачастую сумма и регулярность определялась самими биями и старшинами. Известно о чеканке монет казахскими ханами в присырдарьинских городах.
Таким образом, в XV-XVI веках Казахское ханство представляло собой ханскую республику, где господствовала элита закрытого типа - торе -чингизиды. По государственному устройству Казахское ханство было унитарным, хотя в кризисные периоды, в 20-30-е годы XVI века, проявлялись тенденции к превращению единого ханства в федерацию ханств.
Это же круто