Роль национального фактора в Англии, Германии и Австро-Венгрии была разной.
Английские колонии хотели независимости, прекратить эксплуатацию своей родины. Германия вообще объединялась, а ее отдельные части не обретали независимость. Австро-Венгрия распадалась после возникновения национально-освободительных движений в Сербии, Румынии, Черногории.
Где-то национальный фактор приводил к объединению, а где-то к распаду государства.
Однако, общее также было. Везде были революции: в Германии была Ноябрьская революция в 1919 году, которая закончилась выборами в Учредительное собрание и принятием новой конституции. В Австро-Венгрии 12 и 16 ноября 1918 года были свергнуты правительства. Была Венгерская революция в 1918 году. В отдельных колониях Англии также были революции.
Источником глубоких перемен послужило развитие производительных сил, характеризовавшееся бурным подъемом промышленности. Количество рабочих - главной производительной силы - увеличилось в мировой промышленности к концу XIX в. по сравнению с 70-ми годами в 2 раза и достигло 40 млн. человек. В конце первого десятилетия XX в. их численность составила около 90 млн. человек только в восьми ведущих странах Европы и Северной Америки. В последней четверти XIX в. промышленный переворот, ранее закончившийся в Англии, США и Франции, завершился или завершался в других странахЕвропы и в Японии.
Прогресс науки и техники ускоренному развитию промышленности.
Усиление концентрации производства и образование монополий. Стимулом роста капиталистического производства оставалась прибыль. Наиболее доходными оказывались предприятия, где применялись новейшая техника и самая прогрессивная технология. Такие предприятия становились самыми крупными, и на них концентрировалась большая часть производства.
Владельцы крупных предприятий вытесняли с рынков, подчиняли себе или разоряли мелких и средних предпринимателей.
Монополия - это капиталистическое предприятие или объединение предприятий, контролирующее значительную часть производства и сбыта определенных товаров, что дает ей возможность диктовать выгодные для нее условия труда и цены.
Монополии и конкуренция. Идеологи буржуазии и ее агенты в рабочем движении утверждают, будто монополии устраняют конкуренцию и ликвидируют анархию производства. Но факты разоблачают ошибочность этих утверждений.
Господство монополий не устраняет, наоборот, обостряет борьбу между капиталистами, порождает между ними постоянные столкновения и конфликты.