при ярославе возникли первые монастыри. в 1030 году ярослав основал монастыри святого георгия: юрьев монастырь в новгороде и киево-печерский монастырь в киеве; повелел по всей руси «творити праздник» святого георгия 26 ноября («юрьев день»). он издал церковный устав и « правду» — свод законов феодального права. в 1051 году, собрав епископов, он сам назначил митрополитом илариона, впервые без участия константинопольского патриарха. иларион стал первым митрополитом. развернулась интенсивная работа по переводу византийских и иных книг на церковнославянский и языки. огромные средства тратились на переписку книг. в 1028 году в новгороде была основана первая большая школа, в которой были собраны около 300 детей священников и старост. при нём появились монеты с надписью «ярославле серебро». на одной её стороне был изображен княжеский знак ярослава, на другой — георгий победоносец, покровитель ярослава.
известно, что для поддержания мира на северных границах ярослав ежегодно отправлял варягам по 300 гривен серебра. эта плата была малой, скорее символической, но она обеспечивала мир с варягами и защиту северных земель
при ярославе владимировиче русь начали строить храмы, стали развиваться культура и образованность, выросло население, киев стал богатейшим городом, был составлен первый известный свод законов права, который вошёл в как « правда». ярослав мудрый построил дружеские отношения с швецией, а также наладил отношения с византией, германией и другими странами европы.
соперничество удельных князей и желание иметь около себя возможно более сильную и преданную дружину, конечно, возвысили значение и права дружинников. они считали себя людьми военными, людьми, которые служат кому хотят; не понравится у одного князя, они переходят к другому. не должно думать однако, чтобы такие переходы в действительности случались часто. напротив, верность дружины своему князю, по понятиям народным, составляла одно из первых ее качеств. переход был затруднен и тем, что он сопровождался лишением и отчуждением князем недвижимого имущества. сыновья дружинников обыкновенно становились такими же верными слугами князя или его преемника, как их отцы. дружина была выделившееся из народа военное сословие, а не отряд каких-нибудь наемников вроде варягов, немцев, половцев и пр. на это указывает отчасти ходившая на руси в xi и xii веке любимая княжеская поговорка, приписанная владимиру великому: "была бы дружина, с нею я добуду серебро и золото".