Креще́ние руси́ — термин, под которым в современной науке подразумевается введение в древней руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце x века князем владимиром святославичем. источники противоречивые указания на точное время принятия новой религии. традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной церкви(некоторые исследователи полагают, что «крещение» состоялось позже: в 99 или 991 году). рядом авторов термин понимается также, как и процесс распространения христианства на руси в xi—xii веках. согласно «повести временных лет», в 6496 году от сотворения мира (то есть приблизительно в 988 году н. э.) киевский князь владимир святославич принял решение креститься от константинопольской церкви. после чего, в царствование императоров василия ii и константина viii багрянородных, присланное константинопольским патриархом николаем ii хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах днепра и (или) почайны. согласно летописи повесть временных лет, князь во время крещения своего народа вознёс молитву. многие относят крещение самого владимира к 987 году. по византийским и арабским источникам, в 987 году константинополь заключает с русью союз для подавления мятежа варды фоки. условием князя была рука царевны анны, сестры императоров василия и константина, — требование крайне унизительное для ромейских василевсов. тогда, в разгар войны с вардой фокой владимир напал на корсунь и овладел им, угрожая царьграду. императоры соглашаются отдать анну за князя при условии предварительного крещения владимира, который нарекается именем василия — в честь своего восприемника императора василия ii; владимир же «вдасть же за вено корсунь греком царицы деля» (в вено за жену свою). из византийских хроник о «крещении руси» в 988 году сообщают только «аноним бандури», в котором передаётся сюжет о выборе вер князем владимиром, и «ватиканская хроника». в целом, в византийской событие 988 года осталось практически незамеченным, поскольку, по представлениям греков, обращение руси произошло столетием раньше.
культуры протекал в исключительно трудных условиях разрухи, вызванной Первой Мировой и гражданской войнами. Главными событиями данного этапа в социально – экономической сфере стали гражданская война, НЭП и коллективизация. Несмотря на большие трудности, первый этап оказался весьма интересным и насыщенным самыми различными фактами и процессами. Здесь она руководствуется известными ленинскими положениями, согласно которым все лучшие достижения культуры должны принадлежать и быть доступными народу. Поэтому уже в 1917г. были национализированы Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи. С 1918 – 1923гг возникло 250 новых музеев. Для создания основ новой культуры Советская власть разрабатывает широкую программу по ликвидации безграмотности, которая составляла 3\4 взрослого населения. Поэтому в 1919г. , правительство принимает декрет, по которому все население от 8 до 50 лет должно обучаться грамоте на родном или русском языках. В 1925 году введено всеобщее начальное образование. Такая форсированность в подготовке специалистов объяснялась не только масштабами экономического и культурного строительства, но и спецификой послереволюционной ситуации. Новое пролетарское государство относилось к представителям старой интеллигенции подозрительно и настороженно, видя в них явных или скрытых контрреволюционеров. Результатом такого отношения стала массовая эмиграция русской интеллигенции. Страну покинули сотни и тысячи высококвалифицированных ученых, инженеров, изобретателей и конструкторов, значительная часть которых приобрела за рубежом мировую известность. За пределами России оказались такие выдающие художники, как Ф. Шаляпин, С. Рахманинов, И. Бунин, К. Коровин. Поиск и становление новой культуры происходили в атмосфере интенсивной художественной жизни. В России 20-х годов существовало множество разных литературно – художественных течений, школ и группировок. Пролеткульт – культурно–просветительная и литературно-художественная добровольная организация возникла в 1917г. Ее теоретики – А. Богданов, В. Плетнев, Ф. Калинин. РАПП – Российская ассоциация пролетарских писателей, куда входили Ф. Гладков, Ф. Панферов, А. Серафимович. Были художники и писатели, которые предпочитали остаться «вольными стрелками» . Такими были М. Цветаева, С. Есенин, М. Булгаков, Е. Замятин, Б. Пастернак, А. Платонов. Особую роль в формировании социалистической культуры сыграл М. Горький - признанный «буревестник революции» , оказавший огромное влияние на развитие культуры и искусства советского периода. В своих «заметках о революции и культуре» он высказал глубокие мысли, назвав их «несвоевременными» , о серьезных опасностях, которые подстерегают русскую революцию в ее отношениях с культурой. К сожалению, многих опасностей, о которых писал М. Горький, русской революции избежать не удалось. В 1922 -1924 гг. проводилось много дискуссий о формальном методе в искусстве, благодаря им появилось большое число новых, хорошо известных и сегодня журналов: «Новый мир» , «Молодая гвардия» , «Октябрь» , «Звезда» и другие. Однако к концу 20-х годов, особенно в связи с началом коллективизации, ситуация постепенно меняется. Число художественных течений начинает неуклонно сокращаться. Некоторые из них уходят с исторической сцены естественным путем, другие подвергаются давлению со стороны официальных органов. В начале 30-х годов этот процесс ускоряется.
Разин и его сторонники призывали послужить царю, «побить» бояр, дворян, воевод, торговых людей «за измену», дать «черным людям» свободу.