В начале VIII в. почти весь Пиренейский полуостров — родину испанцев и португальцев — завоевали арабы (европейцы называли ихмаврами). Завоеватели притесняли христиан, но в то же время ознакомили их с высокими достижениями восточной культуры.
Население полуострова вскоре восстало против захватчиков. Эту освободительную борьбу, которая велась под лозунгом защиты христианства от ислама, назвали Реконкистой(«отвоеванием»). В Реконкисте принимали участие рыцари из многих стран Западной Европы, ее активно поддерживала католическая церковь.
XI в. Из «Общей хроники Испании» об освобождении от арабов города Толедо (1085 г.)
Сего (1085-го) года собрал король Альфонс большое войско... и начал осаждение города. Мавры хорошо укрепили Толедо, который был окольцован стенами и надежно защищен рекой Тахо. Но собралось в Толедо весьма много народу, и исчерпались его припасы, и пришлось маврам сдать город королю Альфонсу...
И обратились мавры к королю с чтобы он оставил их в городе и чтобы сохранили они дома свои... и все то, чем владеют. И король Альфонс разрешил им проживать в городе... и велел, чтобы мавры платили такие же налоги, какие взимали с них мавританские короли, и вдобавок объявил им, что главная мечеть может пожизненно принадлежать маврам.
Таким было соглашение, которое заключили между собой король Альфонс и мавры после завоевания Толедо.
Собор Св. Марии в Севилье. XV— XVI вв.
На освобожденных от арабов землях возникали христианские государства, которые вели общую борьбу против завоевателей. Среди них наиболее сильными были Кастилия, Арагон и Португалия. Реконкиста содействовала формированию испанского и португальского народов, появлению местных духовно-рыцарских орденов.
Иберийский полуостров в XIV—XV вв.
К середине XV в. мавры сохранили за собой только Гранаду. Чтобы окончательн� освободить от них полуостров, пиренейским государствам нужно было объединить силы. В 1479 г. наследники кастильского и арагонского тронов, Изабелла и Фердинанд, вступили в брак (их именовали «католическими королями»). Кастилия и Арагон образовали единое государство — Испанское королевство. В конце XV в. испанские короли приобщили к своим владениям Гранадский эмират. Реконкиста, таким образом, завершилась, и территория Испании стала единым государством. Началось религиозное преследование мавров и евреев, была создана инквизиция. Много мавров и евреев вынуждены были покинуть страну, что повредило ее хозяйственной жизни.
Голубой - в честь Пресвятой Богородицы
Красный - посвященный мученику (мученикам)
Зелёный - преподобному
Жёлтый - святителю
Однако, надо заметить, что всё это не догма, а лишь традиция, не везде и не всегда соблюдаемая.
Количество, форма и цвет куполов на храмахКоличество куполов на храмах символично:
1 - символизирует Единого Бога3 - Святую Троицу
и четыре евангелиста
7 - семь таинств Церкви
9 - по числу ангельских чинов
и двенадцать апостолов
33 - по числу лет земной жизни
Форма купола также имеет символический смысл.
Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы - свет миру".
Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима.
Цвет купола также важен в символике храма:
Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.
Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами.
В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества