казалось, что французы обречены. но положение спас туссен-лувертюр. его сторонники, ранее испанцам, теперь обратили оружие против них. а вскоре из европы пришла весть, что испания потерпела поражение от франции (1795) и отдала ей свою часть острова гаити. к октябрю 1798 г. негры-рабы и французы совместными усилиями вытеснили с острова войска и их местных сторонников. французы присвоили многим воинам-неграм генеральские звания. а туссен-лувертюр был назначен главнокомандующим и временным правителем всего острова.
но затем французские власти попытались возродить рабство и разоружить негритянские войска. на гаити вновь началось восстание. отряды туссен-лувертюра быстро разбили своих противников. тогда по приказу первого консула наполеона бонапарта на гаити прибыла 10-тысячная французская армия. ей также не удалось разбить повстанцев. но французы обманом заманили в плен туссен-лувертюра. легендарный гаитянский герой был вывезен во францию, где вскоре умер в тюрьме.
Италия. В XVII веке и в первой половине XVIII века эта страна, родина оперы, была общепризнанной главой в области как вокальной, так и инструментальной музыки. Затем такое положение стало меняться, и в XIX веке лучшие достижения итальянских композиторов сосредоточились в сфере оперного творчества. Начало расцвета итальянской оперы в XIX веке связано с именем Джоаккино Россини (1792—1868). Ему принадлежит более тридцати произведений в этом жанре. Среди них истинный шедевр — «Севильский цирюльник» (1816), являющийся самой популярной комедийной оперой изо всех существующих . Главный герой здесь тот же, что и в «Свадьбе Фигаро» Моцарта, ибо либретто «Севильского цирюльника» написано тоже по комедии французского писателя Бомарше — только другой, где рассказывается о событиях, происходивших с Фигаро несколько раньше. Россини жил попеременно то на родине, то в Париже. В 1829 году в столице Франции состоялась премьера самой значительной из его опер на героические сюжеты «Вильгельм Телль» (в основе содержания — драматический эпизод из борьбы швейцарцев в XIV веке против австрийского владычества). Современниками Россини были итальянские композиторы Винченцо Беллини и Гаэтано Доницетти — авторы многих оперных произведений. Лучшая из опер Беллини — «Норма», отличающаяся лирической выразительностью напевных вокальных мелодий широкого дыхания. А «Лючия ди Ламмермур» — самая значительная из семидесяти опер Доницетти. Его музыкальный стиль отличается легкостью, блеском, театральной эффектностью.
.